Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1055949-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
В 2014 году в связи с созданием в составе Российской Федерации двух новых субъектов - города федерального значения Севастополя и Республики Крым - возникла необходимость дополнения федерального законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение граждан, новыми нормами, которые бы позволили жителям полуострова реализовать свои пенсионные права. Итогом этой работы стало принятие Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ).
Часть 3 статьи 2 "Порядок назначения и выплаты пенсий" указанного закона содержит исчерпывающий перечень документов, являющихся подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории, города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года: это отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Вместе с тем основным документом, регулирующим правоотношения, возникающие в связи с вхождением Крыма и Севастополя в состав России, является Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ). В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 6-ФКЗ гражданами Российской Федерации признаются граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Многие жители полуострова, не имевшие на указанную дату постоянной регистрации в Крыму либо в Севастополе, пользуясь этой нормой Закона N 6-ФКЗ доказали в суде факт своего проживания на полуострове на указанную дату и тем самым получили право на приобретение российского гражданства. Кроме того, часть граждан получила подтверждение установления гражданства Российской Федерации через процедуру проверки территориальными органами Федеральной миграционной службы.
При обращении за оформлением пенсии эти граждане сталкиваются с отказом отделений Пенсионного фонда Российской Федерации применять к ним нормы Федерального закона N 208-ФЗ, поскольку в нем напрямую указаны лишь два документа, дающие право на выплату крымчанам и севастопольцам пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации: отметка в паспорте либо свидетельство о регистрации по месту жительства.
Конституционный суд Российской Федерации 5 декабря 2019 года вынес Определение N 3279-О, в котором разъяснил, что в целях применения норм Федерального закона N 208-ФЗ к жителям Крыма и Севастополя могут рассматриваться и иные документы, в том числе решение суда об установлении факта постоянного проживания на 18 марта 2014 года. Однако территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации на сегодняшний день не готовы к безоговорочному применению определения Конституционного суда Российской Федерации во всех аналогичных случаях, указывая на отсутствие однозначного указания перечня документов и на основании этого продолжая отказывать таким гражданам в назначении пенсии по старости согласно Федеральному закону N 208-ФЗ, тем самым фактически заставляя их прибегать к судебным тяжбам. При этом существует судебная практика, подтверждающая правоту истца в подобной ситуации (см. дело N 92RS0003-01-2018-004477-52). Органы Пенсионного фонда Российской Федерации в таком случае обязаны применить к истцу указанную норму Федерального закона N 208-ФЗ в целях назначения пенсии и произвести соответствующий перерасчет (при этом судебные издержки несет проигравшая сторона).
В целях восстановления прав граждан на пенсионное обеспечение, для системного решения проблемы и минимизации судебных издержек органов Пенсионного фонда Российской Федерации Законодательное Собрание города Севастополя предлагает внести изменение в часть 3 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ, дополнив перечень оснований для подтверждения факта постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года двумя другими документами:
1) вступившим в законную силу решением суда об установлении факта проживания гражданина на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату;
2) справкой об установлении гражданства Российской Федерации на основании статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", выданной территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов всех уровней.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.