Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1056530-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования" (далее - законопроект) разработан в целях повышения конкуренции на страховом рынке, одним из условий которой является информационная прозрачность страхового рынка, обеспечение ценовой доступности страхования.
Реализация положений законопроекта будет способствовать развитию информационного общества в Российской Федерации, на которое направлена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203.
Международная ассоциация страховых надзоров (International Association of Insurance Supervisors, IAIS) рассматривает создание базы данных в сфере страхования как одно из приоритетных направлений, в том числе в целях снижения рисков на страховом рынке 1.
В настоящее время на российском страховом рынке одновременно функционируют несколько систем хранения информации по отдельным видам страхования, в отношении каждой из которых действуют свои правила. Вместе с тем ключевым требованием к созданию базы данных в сфере страхования, отвечающей заявленным целям, является полнота и достоверность собираемой информации по всем видам страхования. Присутствие на страховом рынке нескольких систем не отвечает указанным целям, а также связано с дополнительными издержками страховых организаций, которые в конечном счете несут страхователи. В этой связи законопроектом предлагается создание централизованной системы хранения информации на страховом рынке. 2
Появление централизованной системы хранения информации на страховом рынке с прямым участием Банка России позволит обеспечить эффективность функционирования такой информационной системы, установить высокие требования к качеству информации, в том числе за счет доступа к государственным информационным системам, информационным системам Банка России, а также высокий стандарт требований к защите информации, включая персональные данные, сведения, составляющие тайну страхования.
Законопроектом предполагается создание комитета пользователей, состоящего из представителей страхового сообщества, к компетенции которого предлагается отнести вопросы рассмотрения правил осуществления деятельности оператора автоматизированной информационной системы страхования, тарифов на его услуги.
Оператор автоматизированной информационной системы страхования вправе осуществлять обработку персональных данных в силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". При этом на обработку персональных данных страховщикам, заключившим с оператором договор об оказании услуг по представлению информации, требуется согласие субъекта персональных данных.
Законопроектом предлагается последовательный переход к централизованной системе хранения информации:
страховщики, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, виды страхования, предусмотренные подпунктами 6 и 14 пункта 1 статьи 32.9 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страхование жилых помещений, начинают представлять оператору автоматизированной информационной системы страхования информацию об осуществлении страхования по истечении 12 месяцев со дня вступления проектируемых норм в силу;
страховщики, осуществляющие страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", начинают представлять оператору автоматизированной информационной системы страхования информацию об осуществлении страхования по истечении 18 месяцев со дня вступления проектируемых норм в силу.
В отношении иных видов страхования сроки предоставления информации будут определены нормативными актами Банка России.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Основные принципы страхования и общая структура надзора за страховыми группами, осуществляющими деятельность в международном масштабе (Insurance Core Principles and Common Framework for the Supervision of Internationally Active Insurance Groups'), с последними обновлениями от ноября 2019 года.
2 Необходимость интеграции информационных ресурсов объединений страховщиков в систему информационного обеспечения страхового рынка предусмотрена разделом 6 Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля.2013 N 1293-р.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования" не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.