Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1056823-7 "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минтрансом России в целях устранения выявленных пробелов в нормативном правовом регулировании пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей Российской Федерации организациями внутреннего водного транспорта.
Разработка законопроекта предусмотрена пунктом 19 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
По вопросу о необходимости внесения изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) в Минтранс России обращалась Генеральная прокуратура Российской Федерации. По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, существующие нормы пункта 2 статьи 10 КВВТ препятствуют реализации права на пользование береговой полосой для предусмотренных данными нормами целей. При этом наличие правовой неопределенности создает почву для различного толкования условий пользования береговой полосой организациями внутреннего водного транспорта.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Нормы статьи 10 КВВТ регулируют вопросы пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта.
Понятие "береговая полоса" установлено водным законодательством. В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации (пункт 8 статьи 10 КВВТ). Предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей (пункт 9 статьи 10 КВВТ).
Положения статьи 10 КВВТ, касающиеся пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей, направлены на обеспечение безопасности судоходства. Для этого согласно пункту 2 статьи 10 КВВТ администрации бассейнов внутренних водных путей наделены правом разрешать устройство на береговой полосе временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.
При этом законодательством не определены конкретные федеральные органы исполнительной власти, с которыми администрациям бассейнов внутренних водных путей необходимо согласовывать выдаваемые организациям внутреннего водного транспорта разрешения, также не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление порядка выдачи такого разрешения, что на практике создает трудности при применении данной нормы права.
Устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров не предусматривает природопользование, поскольку не влечет за собой извлечение и переработку природных ресурсов, а также не требует получения разрешения на строительство.
При этом вопросы строительства временных или вспомогательных сооружений, когда не требуется получения разрешения на строительство, регулируются в соответствии со статьями 39.33 - 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанными статьями определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, а также определены цели, в соответствии с которыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Порядок выдачи такого разрешения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В то же время указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают в числе целей возведение временных некапитальных строений, сооружений на береговой полосе в пределах внутренних водных путей организациями внутреннего водного транспорта.
Таким образом, для реализации права организаций на пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей для устройства некапитальных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров необходимо в КВВТ уточнить полномочия администраций бассейнов внутренних водных путей при выдаче уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления разрешений на использование земель или земельных участков для возведения некапитальных сооружений на береговой полосе в соответствии с земельным законодательством, а также на приведение предусмотренного земельным законодательством порядка выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствие с нормами КВВТ.
В этой связи предлагается в статью 10 КВВТ внести изменения, исключив из пункта 2 абзацы шестой и седьмой, которыми администрации бассейнов внутренних водных путей наделены правом разрешать устройство на береговой полосе временных сооружений, и дополнив статью пунктом 2.1, предусматривающим выдачу администрациями бассейнов внутренних водных путей согласия в письменной форме на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в целях возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами в соответствии с земельным законодательством.
При этом предусматривается, что порядок выдачи согласия администрациями бассейнов внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в целях возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Также законопроектом предусмотрено приведение понятийного аппарата в соответствие с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности в части замены понятия "временные сооружения" на понятие "некапитальные строения, сооружения".
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации в части дополнения случаев, оснований и целей использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, случаем использования земель в целях возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует издания приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи согласия администрациями бассейнов внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в целях возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами".
Кроме того, принятие законопроекта потребует внесения изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1244, и принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Внесение изменений в указанные правила потребуется для уточнения прилагаемых к заявлению документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, в части предоставления заявителем согласия в письменной форме администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей для возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
В связи с этим законопроектом предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, которые необходимы для подготовки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет изменения действующей в настоящее время процедуры получения организациями внутреннего водного транспорта разрешения на использование береговой полосы для устройства временных сооружений и не окажет влияния на финансово-экономические результаты их деятельности.
Предлагаемые изменения вносятся в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в целях устранения правовой неопределенности при пользовании организациями внутреннего водного транспорта береговой полосой для устройства временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие законопроекта:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Оценка регулирующего воздействия принимаемых решений.
На законопроект получено положительное заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В законопроекте обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении порядка выдачи согласия администрациями бассейнов внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в целях возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами".
Порядком выдачи согласия администрациями бассейнов внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в целях возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами будут определены перечень необходимых документов для принятия решения о выдаче согласия, сроки рассмотрения администрацией бассейна внутренних водных путей поступившего обращения, основания для отказа в выдаче согласия и другое.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Срок исполнения - 2021 год;
2) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 1244".
Внесение изменений в указанные правила потребуется для уточнения прилагаемых к заявлению документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, в части предоставления заявителем согласия в письменной форме администрации соответствующего бассейна внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей для возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Росреестр.
Срок исполнения - 2021 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.