Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1057390-7 "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан для полноценной реализации права уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации обращаться в суд в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, предусмотренного частью 1 статьи 40 и частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
Региональные уполномоченные по правам человека по результатам рассмотрения жалоб заявителей наделены правом обращаться в органы правосудия в защиту их нарушенных прав и законных интересов (а также интересов неограниченного круга лиц), однако при этом обязаны уплачивать государственную пошлину из средств, предусмотренных на свое содержание, что ограничивает реализацию данного права уполномоченных и создает неравные возможности для населения разных субъектов Российской Федерации получить поддержку со стороны региональных уполномоченных по правам человека.
Проект федерального закона призван устранить избыточное препятствие, усложняющее обращение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в судебные органы.
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации осуществляется по аналогии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 16 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации). В этой связи предлагается распространить указанные льготы на весь институт защиты прав человека, включая региональных уполномоченных по правам человека.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Со дня вступления в силу Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации" (29.03.2020 года) уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации получили право обращаться в суд в защиту нарушенных прав и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц. За прошедшие со дня вступления указанного Федерального закона шесть месяцев имели место несколько десятков таких обращений в суд.
Вместе с тем, анализ обращений Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в суд в защиту нарушенных прав и законных интересов граждан показывает, что ежегодное число таких обращений составляет в среднем две тысячи. Со вступлением в силу упомянутого Федерального закона большая часть таких обращений будут подавать уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными размер государственной пошлины составляет для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 2 000 рублей.
Таким образом, представляется наиболее вероятным, что максимально возможное недополучение федеральным бюджетом средств от уплаты государственной пошлины в случае принятия настоящего федерального закона составит 4 -5 млн. р. за календарный год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.