Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1057213-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования вопросов организации, подготовки и проведения публичных мероприятий.
В частности, для однозначного понимания исчисления сроков и обеспечения единообразия правоприменительной практики законопроектом предлагается уточнить сроки рассмотрения уполномоченным органом поступившего уведомления о проведении публичного мероприятия и предусмотреть продление трехдневного срока такого рассмотрения в случае, если третий день выпадает на нерабочий (праздничный) день. При этом информация о результатах рассмотрения уведомления должна быть доведена до организатора публичного мероприятия на следующий рабочий день, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия. При исчислении сроков при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия не будут учитываться день получения уведомления и день проведения мероприятия.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий, уточнения порядка их участия в публичных мероприятиях. При осуществлении профессиональной деятельности на публичном мероприятии журналист не вправе принимать непосредственное участие в его проведении, в том числе осуществлять ряд действий, которые могут осуществлять организаторы и участники публичного мероприятия (распорядительные функции, сбор подписей, участие в принятии решений, использование наглядной агитации и другие).
В связи с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривается обязанность организатора публичного мероприятия указывать в уведомлении о его проведении сведения о формах и методах организации санитарного обслуживания публичного мероприятия.
В целях создания условий для беспрепятственного выполнения экстренными оперативными службами своих функций, связанных с защитой жизни и здоровья граждан, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, законопроектом устанавливается запрет на проведение публичных мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым указанными службами.
Ряд изменений направлен на защиту прав и охраняемых законом интересов участников публичных мероприятий, в том числе на защиту граждан от введения их в заблуждение относительно целей и условий проведения публичных мероприятий. Предлагается закрепить в Федеральном законе от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" требование о том, что предварительная агитация по вопросам публичного мероприятия не должна содержать недостоверные сведения о целях, заявленном количестве участников и об иных условиях проведения публичного мероприятия.
Также законопроектом предусматривается, что в случае если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, уполномоченный орган обязан незамедлительно предложить организатору изменить место и (или) время его проведения, а в случае если указанные обстоятельства были выявлены за день или в день публичного мероприятия до его начала - незамедлительно уведомить организатора о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения путем подачи нового уведомления.
Законопроектом уточняются права и обязанности уполномоченного органа и организатора публичного мероприятия.
Так, в случае если организатор публичного мероприятия изменил в одностороннем порядке цели, форму и (или) заявленное количество участников публичного мероприятия он не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) обязан подать новое уведомление о проведении публичного мероприятия. В этом случае ранее направленная организатору публичного мероприятия информация о согласовании проведения публичного мероприятия считается отозванной. Также информация о согласовании проведения публичного мероприятия отзывается уполномоченным органом в случае поступления информации об отсутствии права у подавшего уведомление лица быть организатором публичного мероприятия.
Кроме того, законопроектом закрепляется право уполномоченного органа направить организатору обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм его проведения в случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы.
В целях повышения правовой определенности и обеспечения единообразия организации и проведения отдельных публичных мероприятий законопроектом предлагается предусмотреть положение, в соответствии с которым решением суда публичным мероприятием может быть признана не только совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, но и поочередное участие нескольких лиц в таких актах пикетирования, а также массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.