Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 октября 2020 г. N 5.1-01/2517
по Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 27 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года (N 1024645-7).
Принятие нового Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" обусловлено вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и определяющих, в том числе, новые полномочия Правительства Российской Федерации и иной по отношению к действующему порядок назначения на должности его членов.
Федеральным конституционным законом регулируются вопросы статуса, состава и формирования Правительства Российской Федерации, организации и обеспечения его деятельности, взаимодействия Правительства Российской Федерации с Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации в рамках разделения и взаимодействия властей, а также взаимодействия с иными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Устанавливаются требования к членам Правительства Российской Федерации и соответствующие ограничения.
Федеральный конституционный закон определяет Правительство Российской Федерации в качестве органа публичной власти и закрепляет его место в системе исполнительной власти Российской Федерации.
В развитие конституционных положений (статьи 83, 110, 114 Конституции Российской Федерации) Федеральным конституционным законом устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в систему публичной власти, обеспечивает Президент Российской Федерации, который имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и его Президиума. Президент Российской Федерации утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти; определяет в структуре федеральных органов исполнительной власти органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними.
Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Члены Правительства Российской Федерации не могут быть сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры могут замещать иные государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункты "а", "д", "д.1" статьи 83, пункт "к" части 1 статьи 102, пункты "а" и "а1" части 1 статьи 103, статья 111, статья 112) устанавливается новый порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. Если Государственная Дума отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации вправе внести представление по новой кандидатуре или повторно по ранее отклоненной кандидатуре. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Президент Российской Федерации назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации, и в этом случае утверждение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой не требуется.
Кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, представляются Государственной Думе Председателем Правительства Российской Федерации. Утвержденные Государственной Думой кандидатуры назначаются на должность Президентом Российской Федерации, отказать в их назначении Президент Российской Федерации не вправе.
Если Государственная Дума отклоняет представленную кандидатуру, Председатель Правительства Российской Федерации вправе представить Государственной Думе новую кандидатуру или повторно ту кандидатуру, которая ранее была отклонена. В случае трехкратного отклонения указанных кандидатур Государственной Думой Президент Российской Федерации вправе назначить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра самостоятельно из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации.
Назначение федеральных министров - руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, осуществляется Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
Согласно Федеральному конституционному закону Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре соответствующего министра; Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления в письменной форме информирует Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
Освободить члена Правительства Российской Федерации от должности вправе Президент Российской Федерации. Также член Правительства Российской Федерации вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Также Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе в предусмотренном Конституцией Российской Федерации случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа в доверии Правительству Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом в соответствии с новыми положениями Конституции Российской Федерации (статьи 71 и 72, статья 114) определены соответствующие полномочия Правительства Российской Федерации. Например, в качестве приоритета деятельности Правительства Российской Федерации закрепляется обеспечение проведения в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию национальных целей, национальных проектов, формирует федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации и общенациональные планы действий, обеспечивает их реализацию.
Устанавливаются дополнительные полномочия Правительства Российской Федерации в области социального обеспечения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, трудовых отношений, поддержки научно-технологического развития Российской Федерации, взаимодействия с институтами гражданского общества, охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
По Федеральному конституционному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. При этом Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" признается утратившим силу.
Согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации Федеральный конституционным закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.