Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 2 ноября 2020 г. N 3.1-05/5288
по Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 27 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального конституционного закона (проект N 1024645-7) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года и одобрен Государственной Думой 13 октября 2020 года в первом чтении, 21 октября 2020 года - во втором чтении и 27 октября 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный конституционный закон подготовлен в целях реализации отдельных положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Федеральный конституционный закон направлен на уточнение статуса Правительства Российской Федерации и организационно-правовых основ его формирования и деятельности.
Представленным Федеральным конституционным законом определяется, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие нового конституционного принципа о единстве системы публичной власти устанавливается, что Правительство Российской Федерации входит в единую систему публичной власти, осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом определяется новый порядок назначения на должность членов Правительства Российской Федерации, предусматривающий усиление роли палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального конституционного закона федеральные министры - руководители федеральных органов исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление о кандидатуре федерального министра и другие материалы, характеризующие представляемую кандидатуру. Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления информирует в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
Согласно новой процедуре формирования Правительства Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры (кроме министров "силового блока") назначаются Президентом Российской Федерации после их утверждения Государственной Думой.
Также определяется порядок освобождения от должности членов Правительства Российской Федерации и порядок прекращения полномочий Правительства Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом уточняются и более развернуто определяются полномочия Правительства Российской Федерации.
К общим полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено осуществление взаимодействия органов публичной власти и координации их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, участие в установлении единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования, обеспечение реализации национальных целей, национальных проектов, формирование федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и общенациональных планов действий и обеспечение их реализации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
В развитие положений статьи 114 Конституции Российской Федерации закрепляются полномочия Правительства Российской Федерации в области социального обеспечения, а именно: обеспечение проведения единой государственной социальной политики, реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, развития системы социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан, индексации социальных пособий и иных социальных выплат; обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальной интеграции без какой-либо дискриминации; создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни; обеспечение формирования системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержка ее эффективного функционирования. В Федеральном конституционном законе закрепляется обязательность принятия решения об индексации пенсий не реже одного раза в год.
Федеральный конституционный закон развивает конституционный принцип о том, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России (часть 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации) и устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по принятию мер, направленных на защиту семьи, материнства, отцовства и детства, защиту института брака как союза мужчины и женщины; по содействию решения проблем семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивая приоритет семейного воспитания детей; по обеспечению создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях; по принятию мер, направленных на исполнение обязанностей родителей в отношении детей, оставшихся без попечения; по обеспечению создания условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, по реализации молодежной политики.
Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, социальной защиты, включая социальное обеспечение, к вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Федеральным конституционным законом предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации вопросы участия в установлении единых правовых основ системы здравоохранения в целях обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни и формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; по разработке и осуществлению мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Статья 75.1 Конституции Российской Федерации предусматривает гарантии создания в Российской Федерации условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества. Гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (статья 75 Конституции Российской Федерации).
Для реализации указанных конституционных гарантий Федеральный конституционный закон предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по принятию мер по реализации трудовых прав граждан и обеспечению их защиты; по обеспечению гарантий минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России; по обеспечению реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; по разработке программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечению их реализации.
Федеральный конституционный закон направлен на определение правового статуса Правительства Российской Федерации, формирование правового регулирования организации публичной власти и развитие демократических принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности предлагает одобрить данный Федеральный конституционный закон.
Рассматриваемый Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 108 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном конституционном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.