Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 2 ноября 2020 г. N 3.1-05/5290
по Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 22 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1024646-7) внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года и принят в первом чтении 13 октября 2020 года, 21 октября 2020 года - во втором чтении, 22 октября 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на реализацию положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Федеральным законом конкретизируются полномочия прокуратуры Российской Федерации, устанавливается новый порядок назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и других специализированных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров.
В частности, Федеральным законом устанавливается, что предметом деятельности органов прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы является осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовного преследования в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями, а также выполнение иных функций.
Федеральным законом закрепляются установленные Конституцией Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации по назначению на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и других специализированных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и освобождению их от должности, а также определяется процедура проведения таких консультаций.
Президент Российской Федерации направляет в Совет Федерации представление по кандидатуре на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации и другие характеризующие их материалы.
О результатах рассмотрения представленной кандидатуры на должность Генерального прокурора Российской Федерации Совет Федерации информирует Президента Российской Федерации в письменной форме не позднее недельного срока со дня получения представления.
Проведение консультаций по кандидатуре на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поручается Комитетам Совета Федерации, которые не позднее недельного срока со дня получения представления информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Комитеты Совета Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение консультаций по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения представления информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.
Кроме того, Федеральным законом раскрывается используемое в части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации понятие "иные прокуроры", к которым предлагается отнести прокурорских работников, претендующих на замещение должности или замещающих должность, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров. Назначение на должность указанной категории прокуроров и освобождение их от должности осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" дополняется положением о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Данные изменения позволят привести положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в соответствие со статьей 79 и пунктом "б" части 5.1 статьи 125 Конституции Российской Федерации в части обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также в случае прекращения гражданства Российской Федерации. Федеральным законом устанавливается обязанность прокурорских работников в течение пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения указанных выше документов в письменной форме уведомлять непосредственного руководителя о наличии таких обстоятельств.
Принятие вносимых Федеральным законом изменений позволит привести отдельные положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в соответствие с Конституцией Российской Федерации, создать условия для обеспечения суверенитета Российской Федерации, а также повысить эффективность функционирования системы государственного управления.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности предлагают одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.