Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 октября 2020 г. N 5.1-01/2516
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 27 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года (N 1024643-7).
Изменения в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" обусловлены вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации (статья 125, пункты "е" и "е.3" статьи 83, подпункты "ж" и "л" части 1 статьи 102, часть 3 статьи 107, часть 2 статьи 108 и ряд других), предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и затрагивающих, в том числе, вопросы состава, формирования, компетенции и организации деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации закрепляется статус Конституционного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющего судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом уточняется порядок конституционного судопроизводства и организационные основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Например, регулируются вопросы обеспечения права пользования услугами переводчика для граждан, не владеющих русским языком в случае обращения в Конституционный Суд Российской Федерации без представителя (статья 33), уточнены основания разрешения дел без проведения слушаний (статья 47.1), уточнены правовые последствия признания неконституционными актов либо их отдельных положений (статья 79).
В соответствии с конституционными положениями изменяется количественный состав Конституционного Суда Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати (вместо девятнадцати) судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, и он правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей (новая редакция статьи 4).
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах на должности судей могут вноситься Президенту Российской Федерации, в том числе, комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет.
Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации прекращает полномочия указанных должностных лиц в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в определенных Федеральным конституционным законом иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации без прекращения ими полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что названное лицо не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом.
Установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Для судей Конституционного Суда Российской Федерации установлен также запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Дополняются и уточняются полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, порядок их реализации.
В частности, конкретизируется перечень актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд Российской Федерации: примененных в конкретном деле - по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; подлежащих применению в конкретном деле - по запросам судов. В указанный перечень входят федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом уточняется и расширяется состав субъектов, обладающих правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод по данному основанию. Установлено, что указанным правом обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, а также в интересах граждан и юридических лиц - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие уполномоченные по правам в отдельных сферах или отдельных категорий лиц, предусмотренные федеральными законами, иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять интересы таких граждан и юридических лиц.
Новеллой является дополнение условий допустимости жалобы на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод: жалоба допустима, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба. Федеральным конституционным законом при этом устанавливается, что понимается под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты (статья 97 в новой редакции).
В числе последствий принятия итогового решения по делу о рассмотрении жалобы на нарушение конституционных прав граждан указана возможность применения Конституционным Судом Российской Федерации компенсаторных механизмов в том случае, если пересмотр дела, исходя из особенностей соответствующих правоотношений, не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба (статья 100 в новой редакции).
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации уточняются положения о разрешении Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о возможности исполнения в Российской Федерации решений межгосударственных органов (новая редакция главы XIII.1); закрепляется новое полномочие Конституционного Суда Российской Федерации - разрешение вопроса о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации (новая глава XIII.2).
По запросу Президента Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации будет проверять конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, принятых федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и одобренных палатами Федерального Собрания в ранее принятой редакции до их подписания Президентом Российской Федерации, и законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (новая глава XVII).
При этом признание конституционности федерального конституционного закона, федерального закона, проекта федерального конституционного закона, проекта федерального закона, закона субъекта Российской Федерации не препятствует последующей проверке Конституционным Судом Российской Федерации его конституционности после вступления в силу и формирования по нему правоприменительной практики.
При уточнении положений об обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что соответствующие изменения должны вноситься не только непосредственно в закон, положения которого были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, но и в законы, в которых содержатся такие же положения (статья 80 в новой редакции).
Отмечаем, что на этапе второго чтения в закон внесены изменения в части установления запретов для судей Конституционного Суда Российской Федерации публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации; запретов для судей и иных лиц разглашать содержание дискуссии и результаты голосования при решении вопроса о принятии обращения к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации или при проведении закрытого совещания при принятии итогового решения по делу, а также обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме.
Также изменено регулирование отношений, связанных с особым мнением судьи Конституционного Суда Российской Федерации (статья 76 в новой редакции).
Устанавливается, что судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение или мнение судьи приобщается к протоколу заседания Конституционного Суда Российской Федерации и хранится вместе с ним. При этом судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
По Федеральному конституционному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный конституционный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, которые вступают в силу со дня, когда число судей Конституционного Суда составит одиннадцать человек.
Согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.