Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 2 ноября 2020 г. N 3.1-05/5287
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",
одобренному Государственной Думой 27 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального конституционного закона (проект N 1024643-7) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года и был одобрен Государственной Думой 13 октября 2020 года в первом чтении, 21 октября 2020 года - во втором чтении, 27 октября 2020 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального конституционного закона в его текст внесены поправки.
Федеральным конституционным законом вносятся изменения в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ), направленные на реализацию отдельных положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправке к Конституции Российской Федерации), касающиеся состава, порядка формирования, полномочий и порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).
Федеральным конституционным законом приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации понятие Конституционного Суда как высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющего судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом закрепляются положения, согласно которым Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Устанавливается, что Конституционный Суд правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.
Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда число судей окажется менее восьми от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее шести судей.
Закрепляется, что Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет.
Федеральным конституционным законом закрепляются дополнительные требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда. В частности, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Федеральным конституционным законом расширяется перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда. Устанавливается, что судья Конституционного Суда не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, гражданами и организациями, которые, исходя из обстоятельств её ведения, могут её обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда. Также устанавливается, что на судью Конституционного Суда распространяются запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей, в том числе запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом закрепляется, что судья Конституционного Суда не вправе обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться.
Уточняется перечень оснований прекращения полномочий судьи Конституционного Суда. Закрепляется, что полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются наряду с другими основаниями также ввиду приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Уточняется порядок прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда, заместителя Председателя Конституционного Суда и судей Конституционного Суда. Закрепляется, что прекращение их полномочий может осуществляться Конституционным Судом, а в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных предусмотренных Законом N 1-ФКЗ случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, также Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
При прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Конституционным Судом соответствующее решение Конституционного Суда направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации возможно ввиду нарушения порядка назначения судьи Конституционного Суда на должность, несоблюдения при его назначении требований к кандидату на должность судьи Конституционного Суда, утраты судьей гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу, совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, занятия деятельностью или совершения действий, не совместимых с должностью судьи.
Конституционный Суд вправе предложить Президенту Российской Федерации обратиться в Совет Федерации с представлением о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда по данным основаниям в случае, если у Конституционного Суда есть основания полагать, что соответствующие обстоятельства нуждаются в дополнительной проверке.
Федеральным конституционным законом уточняются полномочия Конституционного Суда.
В частности, определяется, что Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.
Закрепляется, что правом на обращение в Конституционный Суд с указанной жалобой (индивидуальной или коллективной) обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, а также - в интересах таких граждан и юридических лиц - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие уполномоченные по правам в отдельных сферах или отдельных категорий лиц, предусмотренные федеральными законами, иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять интересы таких граждан и юридических лиц.
Федеральным конституционным законом также предусматривается новый перечень критериев допустимости жалобы на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод.
Согласно изменениям жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба; жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются внутригосударственные средства судебной защиты, а в случае, если в пересмотре дела судом, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, было отказано в связи с пропуском срока обжалования, - в срок не позднее одного года после принятия последнего судебного решения, в котором был применен соответствующий нормативный акт; исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, при разрешении конкретного дела.
При этом под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с применением этого нормативного акта, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав таких заявителя или лица.
Конституционный Суд может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает внутригосударственные средства судебной защиты по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого нормативного акта, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого нормативного акта, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается.
Помимо этого Федеральным конституционным законом также предусматриваются следующие изменения и дополнения, касающиеся особенностей рассмотрения отдельных категорий дел.
Уточняется порядок рассмотрения Конституционным Судом дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека (Глава XIII.1).
В новой Главе XIII.2 закрепляется порядок рассмотрения дел о возможности исполнения решений иностранных или международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей).
Устанавливается порядок рассмотрения дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Глава XV).
В новой Главе XVI устанавливается порядок рассмотрения дела о соответствии вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Помимо этого Федеральным конституционным законом в новой Главе XVII закрепляется порядок рассмотрения дел о проверке конституционности проектов законов и неподписанных или необнародованных законов.
Федеральным конституционным законом также предусматривается ряд изменений, направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда.
Федеральный конституционный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Так, абзац четвертый пункта 3, пункт 8 и подпункт "а" пункта 19 статьи 1 Федерального конституционного закона вступают в силу со дня, когда число судей Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" составит одиннадцать человек.
Федеральный конституционный закон также предусматривает ряд других переходных положений.
В частности, устанавливается, что впредь до дня, когда число судей Конституционного Суда составит одиннадцать человек, Конституционный Суд правомочен принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от числа действующих судей.
Также закрепляется, что до истечения шести месяцев со дня вступления в силу Федерального конституционного закона под исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, для целей определения допустимости жалобы в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 97 Закона N 1-ФКЗ (в редакции Федерального конституционного закона) понимается подача в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд, любой кассационной жалобы, в которой судебный акт был предметом кассационного обжалования в связи с применением нормативного акта, на нарушение прав которым указывают такие заявитель или лицо, если она не привела к устранению признаков нарушения их прав, а в случае, если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, - факт их вступления в силу.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном конституционном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендует одобрить Федеральный конституционный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Председатель комитета |
A.A. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.