Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2020 г. N 5.1-01/2478
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны",
принятому Государственной Думой 21 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 июля 2020 года (N 996989-7).
Ратифицируемым Соглашением, подписанным в городе Москве 25 октября 2019 года, устанавливается режим свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (далее - ЕАЭС) и государствами-членами ЕАЭС, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны. Соглашение содержит пять приложений, которые согласно статье 27 Соглашения являются его неотъемлемой частью.
Стороны договорились о либерализации взаимной торговли в соответствии с положениями Соглашения и правилами ВТО. При этом в случае возникновения расхождения между Соглашением и Марракешским соглашением об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года последнее будет иметь преимущественную силу (статьи 1 и 3).
Статьёй 4 Соглашения предусмотрено, что Стороны не применяют таможенные пошлины и любые сборы, имеющие эквивалентный таможенным пошлинам эффект, в отношении ввоза или в связи с ввозом товаров, происходящих с территории одной из Сторон, за исключением случаев, перечисленных в Соглашении (например, сохраняется право Сторон облагать пошлинами импортируемые товары, указанные в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также товары, в связи с импортом которых имеются основания для применения антидемпинговых и компенсационных мер).
Соглашением определено, что его неотъемлемую часть составляют статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), которыми регулируются вопросы, касающиеся режима наибольшего благоприятствования (статья 5); платежей и сборов (статья 6); запретов, количественных ограничений и мер, имеющих эквивалентный эффект (статья 7); национального режима, а также транзита товаров (статьи 8 и 12); деятельности государственных торговых предприятий (статья 17).
Статьёй 28 Соглашения предусмотрено учреждение Совместного комитета, состоящего из представителей Сторон, к задачам которого отнесено рассмотрение вопросов, касающихся применения Соглашения.
Соглашение заключено на неопределённый срок (статья 30) и в соответствии с его статьёй 33 вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении ЕАЭС, государствами-членами ЕАЭС и Сербией процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. Обмен уведомлениями осуществляется между Евразийской экономической комиссией и МИД Республики Сербии.
Соглашение совершено в двух подлинных экземплярах на английском языке. По представленному переводу Соглашения на русский язык отмечаем, что в пункте 5 статьи 8 Приложения N 5 "Разрешение споров" содержится излишнее слово "Статье" в словах "Если арбитр, назначенный в соответствии с настоящей Статьёй Статье.".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части оснований для введения ограничений внешней торговли с целью поддержания равновесия платёжного баланса содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 5 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.