Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 2 ноября 2020 г. N 3.4-05/1405
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 2020 года.
Закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны (далее - Соглашение) было подписано в городе Москве 25 октября 2019 года с целью формирования соответствующих нормам ВТО основных правил торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и Сербией. В случае возникновения расхождения между Соглашением и Марракешским соглашением об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 года последнее будет иметь преимущественную силу в части такого расхождения.
Соглашение ратифицировано в Республике Сербии и в Республике Беларусь. В остальных государствах - членах ЕАЭС в настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу.
Соглашением определено, что его неотъемлемую часть составляют статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), которыми регулируются вопросы, касающиеся режима наибольшего благоприятствования, платежей и сборов, запретов, количественных ограничений и мер, имеющих эквивалентный эффект, национального режима, а также транзита товаров, деятельности государственных торговых предприятий.
Соглашением предусмотрено, что Стороны не применяют таможенные пошлины и любые сборы, имеющие эквивалентный таможенным пошлинам эффект, в отношении ввоза или в связи с ввозом товаров, происходящих с территории одной из Сторон, за исключением случаев, перечисленных в Соглашении (например, сохраняется право Сторон облагать пошлинами импортируемые товары, указанные в приложениях N 1 и N 2 к Соглашению, а также товары, в связи с импортом которых имеются основания для применения антидемпинговых и компенсационных мер).
Соглашение предусматривает возможность внедрения электронной системы сертификации происхождения товаров, которая предполагает отказ от необходимости представления при таможенном декларировании товаров сертификатов о происхождении товара на бумажном носителе. Соглашение предусматривает механизм двусторонних защитных мер, который позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке вследствие либерализации торговли.
Соглашение содержит расширенный инструментарий административного сотрудничества между компетентными органами сторон (вплоть до выездных проверок), нацеленный на оперативное взаимодействие при рассмотрении спорных вопросов, а также на предотвращение возможных злоупотреблений при получении тарифных преференций в рамках Соглашения.
Соглашение содержит пять приложений, которые в соответствии со статьёй 27 Соглашения являются его неотъемлемой частью.
В Приложении N 1 "Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при импорте на таможенную территорию Республики Сербии из государств - членов Евразийского экономического союза" и Приложении N 2 "Перечень товаров, в отношении которых применяются изъятия из режима свободной торговли при импорте на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Республики Сербии" установлено, что к товарам, указанным в этих приложениях, применяются таможенные пошлины и любые сборы, эквивалентные таким пошлинам, в соответствии с условиями действия режима наибольшего благоприятствования, определённого в Статье I ГАТТ 1994.
Происхождение товаров определяется на основании Правил определения происхождения товаров, установленных в Приложении N 3. Приложением N 4 "Положения об определении нормальной стоимости в антидемпинговых расследованиях" регулируется порядок проведения антидемпинговых расследований и последующих антидемпинговых процедур. В Приложении N 5 установлен механизм разрешения споров в рамках Соглашения.
Статьёй 28 Соглашения предусмотрено учреждение Совместного комитета, состоящего из представителей Сторон, к задачам которого отнесено рассмотрение вопросов, касающихся применения Соглашения.
В представленном переводе Соглашения на русский язык в пункте 5 статьи 8 Приложения N 5 "Разрешение споров" содержится излишнее слово "Статье" в словах "Если арбитр, назначенный в соответствии с настоящей Статьёй Статье.".
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части оснований для введения ограничений внешней торговли с целью поддержания равновесия платёжного баланса содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Соглашение не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и другим международным обязательствам Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация Соглашения повлечёт выпадение доходов федерального бюджета в размере предоставленных Республике Сербии тарифных преференций при уплате ввозных таможенных пошлин.
Соглашение заключено на неопределённый срок (статья 30) и в соответствии с его статьёй 33 вступает в силу через шестьдесят дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами ЕАЭС и Сербией процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. Обмен уведомлениями осуществляется между Евразийской экономической комиссией и МИД Республики Сербии.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендуют одобрить данный Закон.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Первый заместитель |
С.И. Кисляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.