Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 октября 2020 г. N 5.1-01/2486
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации МО налоговых органах Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 21 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 июля 2020 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование.
Федеральный закон разработан в целях реализации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, заключенного в городе Нур-Султане 29 мая 2019 года и ратифицированного Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 декабря 2019 года N 386-ФЗ).
Согласно изменениям, вносимым Федеральным законом в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), на налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, возлагается обязанность представлять в налоговые органы отчеты об операциях с такими товарами, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.
Федеральным законом также определяется порядок проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, имеющих отношение к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Изменениями, вносимыми Федеральным законом в часть вторую Налогового кодекса, предусматривается, что при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры выставляются в электронной форме, за исключением случаев реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход; реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта); реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза.
В Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" Федеральным законом вносятся изменения, устанавливающие, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления полномочий уполномоченного органа в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, обеспечивает создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров; сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров; обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами; контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
При этом перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Предусмотренный статьей 4 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Реализация положений Федерального закона потребует принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, по которым товары будут включаться в указанный перечень.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения,, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федерального налога и финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 5 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.