Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 октября 2020 г. N 5.1-01/2487
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 21 октября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 990129-7 "О внесении изменений в статью 25.13-1 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Л.Я. Симановским и другими 16 июля 2020 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширено содержание.
Федеральный закон направлен на поддержание и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов и создание конкурентных условий для развития бизнеса посредством урегулирования вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика либо существует неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования норм налогового законодательства.
Федеральным законом уточняются условия признания иностранной организации иностранной холдинговой компанией и иностранной субхолдинговой компанией. В частности, устанавливается дополнительное условие, согласно которому доля участия иностранной организации в иных иностранных организациях при их наличии должна составлять не менее 15 процентов.
Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополняется новой статьей 25.14-1, определяющей порядок истребования у налогоплательщиков - контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний. Должностное лицо налогового органа вправе истребовать у налогоплательщика - контролирующего лица документы, необходимые для подтверждения соблюдения условий освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения, а также документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании. К числу таких документов относятся налоговая декларация по налогу, при определении налоговой базы по которому учитывается прибыль контролируемой этим лицом иностранной компании, финансовая отчетность контролируемой иностранной компании за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу, в отношении которого представлена налоговая декларация, аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой контролируемой иностранной компании установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
Непредставление указанных документов признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере одного миллиона рублей (новый пункт 1.1-1 статьи 126 Налогового кодекса).
Федеральным законом также предусматривается дополнение главы 23 Налогового кодекса новой статьей 227.2, устанавливающей особенности исчисления сумм налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний. При этом фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере 38 460 000 рублей за налоговый период 2020 года, 34 000 000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года вне зависимости от количества контролируемых иностранных компаний.
Пункт 11 статьи 309.1 Налогового кодекса предлагается дополнить новым положением, предусматривающим, что в случае, если в соответствии с законодательством иностранного государства срок исчисления налога на прибыль организаций в отношении прибыли контролируемой компании за соответствующий период установлен на более позднюю дату, чем предусмотренная Налоговым кодексом дата предоставления налогоплательщиком - контролирующим лицом налоговой декларации, соответствующая сумма налога учитывается при исчислении налога в отношении прибыли контролируемой компании за налоговый период, следующий за календарным годом, в котором была исчислена сумма налога в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства.
Федеральным законом предлагается считать средствами целевого финансирования, учитываемыми в составе доходов, не подлежащих включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций (их перечень содержится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса), средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
При этом использованием таких средств по целевому назначению признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Предусмотренный статьей 3 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Реализация предлагаемых Федеральным законом изменений может повлечь уменьшение доходов федерального и региональных бюджетов. Кроме того, предусмотренное частью 6 статьи 3 Федерального закона распространение действия отдельных его положений, касающихся налога на прибыль организаций, на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, повлечет необходимость возврата налогоплательщикам сумм излишне уплаченного налога за периоды 2015 - 2019 годов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федеральных налогов и финансового регулирования. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 5 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.