Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 2 ноября 2020 г. N 3.6-04/2838
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 октября 2020 года (проект N 990129-7 внесен депутатами Государственной думы A.M. Макаровым, Л.Я. Симановским, В.М. Резником и другими), и отмечает следующее.
Целью принятия Федерального закона является дальнейшее совершенствование налогового законодательства в части урегулирования вопросов, в отношении которых отсутствует единообразная правоприменительная практика.
Федеральным законом внесены изменения в ряд статей части первой и части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), дорабатывающие положения, в отношении которых не было единообразной правоприменительной практики либо существовала неопределенность, требующая устранения посредством совершенствования норм налогового законодательства.
Федеральным законом устанавливается дополнительная норма, согласно которой доля участия иностранной организации в иных иностранных организациях при их наличии должна составлять не менее 15 процентов, уточняющая условия признания иностранной организации иностранной холдинговой компанией и иностранной субхолдинговой компанией.
Одновременно Федеральным законом часть первая Налогового кодекса дополняется новой статьей, в которой определяются порядок, права и условия взаимоотношений контролирующих лиц и контролируемых ими иностранных компаний, определен перечень документов при определении контролируемой налоговым органом налоговой базы, по которому учитывается прибыль иностранной компании, а также условия признания налоговых правонарушений и ответственности в случае непредставления указанных документов.
Кроме того, Федеральным законом устанавливаются особенности исчисления сумм налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний за налоговый период 2020 года и за последующие налоговые периоды, начиная с 2021 года вне зависимости от количества контролируемых иностранных компаний.
Дополнительно Федеральным законом вводится в Налоговый кодекс новое положение об учете соответствующей суммы налога при исчислении налога в отношении прибыли контролируемой компании за налоговый период, следующий за календарным годом, в котором была исчислена сумма налога в отношении этой прибыли, если в соответствии с законодательством иностранного государства срок исчисления налога на прибыль организаций в отношении прибыли контролируемой компании за соответствующий период установлен на более позднюю дату, чем предусмотренная Налоговым кодексом.
Федеральным законом вводится норма - считать средствами целевого финансирования, учитываемыми в составе доходов, не подлежащих включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль организаций и средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также определены условия признания возмещения расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Стоит отметить, что реализация предлагаемых Федеральным законом изменений может повлечь уменьшение доходов федерального и региональных бюджетов.
В целом Федеральный закон направлен на поддержание и стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов и создание конкурентных условий для развития бизнеса.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной частью 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.