Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1058292-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" (далее - законопроект) направлен на формирование правовых основ организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) призывная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
При этом следует учитывать, что согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности. Правильность вынесения указанного решения также требует проверки.
Законопроектом устанавливается, что правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья проверяется путем изучения личных дел и медицинских документов указанных граждан в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение о ВВЭ). В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, вынесенных в рамках работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
Медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы проводится в целях выявления состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья.
Ежегодно более 300 тыс. граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы проходят указанный медицинский осмотр, по его результатам около 5 тыс. граждан, у которых непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы выявлены состояния и заболевания, препятствующие прохождению военной службы по состоянию здоровья, возвращаются со сборных пунктов субъектов Российской Федерации в военные комиссариаты муниципальных образований для проведения дополнительного медицинского обследования и повторного медицинского освидетельствования в период следующей призывной кампании.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ организация медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации. Указанные обязанности призывных комиссий субъектов Российской Федерации также отражены в Положении о ВВЭ.
Согласно пункту 22 Положения о ВВЭ данный медицинский осмотр осуществляется врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
Положением о ВВЭ также определено, что в случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ.
Финансовое обеспечение указанного медицинского осмотра осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704.
При этом порядок проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы в настоящее время определен приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", полномочия на издание которого в настоящее время у Минобороны России и Минздрава России отсутствуют.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить статью 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ пунктом 5.1, предусматривающим определение порядка проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы в Положении о ВВЭ, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного медицинского осмотра. Кроме того, нормы статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ, касающиеся вопросов проведения данного медицинского осмотра, законопроектом приводятся в соответствие со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ.
Одновременно законопроектом осуществляется правовое регулирование контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Ежегодно более 86 тыс. граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, проходят контрольное медицинское освидетельствование. По результатам контрольного медицинского освидетельствования в отношении порядка 15 тыс. граждан призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии муниципального образования в связи с выявлением отклонений в состоянии здоровья, изменяющих категорию годности граждан к военной службе.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 53-ФЗ и пунктом 22 Положения о ВВЭ организация контрольного медицинского освидетельствования указанных категорий граждан возложена на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Положения о ВВЭ контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
Положением о ВВЭ также определено, что в случае выявления у гражданина при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Финансовое обеспечение контрольного медицинского освидетельствования осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом Минобороны России, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704.
При этом порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования в настоящее время определен приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", полномочия на издание которого в настоящее время у Минобороны России и Минздрава России отсутствуют.
Законопроект предусматривает определение порядка проведения контрольного медицинского освидетельствования в Положении о ВВЭ, содержащем в настоящее время базовые нормы о проведении указанного контрольного медицинского освидетельствования.
В пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 53-ФЗ законопроектом вносятся изменения в целях уточнения формулировок обязанностей призывной комиссии субъекта Российской Федерации и приведения их в соответствие с нормами законопроекта, регулирующими вопросы проведения медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования отдельных категорий граждан при призыве на военную службу.
В законопроекте также приводится новая редакция пункта 5 статьи 5.1 Федерального закона N 53-Ф3 в целях его приведения в соответствие с частью 5 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта определяется, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, участвующих в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В связи с этим в часть 8 статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ вносится корреспондирующее дополнение.
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона N 53-ФЗ первоначальную постановку на воинский учет и призыв на военную службу, в том числе медицинское обследование, медицинское освидетельствование граждан и медицинский осмотр перед направлением к месту прохождения военной службы, организуют военные комиссариаты и осуществляют, соответственно, комиссии по первоначальной постановке на воинский учет и призывные комиссии.
Реализация Федерального закона будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных средств, предусмотренных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральным бюджетом Минобороны России, и средств государственных внебюджетных фондов, а также в пределах установленной штатной численности.
Законопроект не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федерального бюджета, и государственных внебюджетных фондов.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" направлен на формирование правовых основ организации и проведения медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, непосредственно перед направлением к месту прохождения военной службы, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Реализация Федерального закона будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных средств, предусмотренных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральным бюджетом Минобороны России, и средств государственных внебюджетных фондов, а также в пределах установленной штатной численности, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федерального бюджета, и государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или изданию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам организации военно-врачебной экспертизы граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы"
Перечень актов, подлежащих изменению
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"
Перечень актов, подлежащих принятию
Проект приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации "О признании утратившим силу приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.