Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1061128-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 508-ФЗ) введен механизм снижения тарифов на электрическую энергию для потребителей Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) до среднероссийского уровня с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. (далее - механизм выравнивания).
При этом разница между экономически обоснованным и среднероссийским тарифом покрывается за счет надбавки к стоимости электроэнергии в европейской части страны. Указанный механизм межтерриториального перекрестного субсидирования привел к дополнительному платежу потребителей европейской части страны в период 2017 - 2020 годов в размере 128,7 млрд. рублей.
Справочно: население и приравненные к нему категории потребителей не подпадают под действие механизма выравнивания и оплачивают электрическую энергию по регулируемым ценам на территории всей страны.
С целью недопущения единовременного резкого роста тарифов на электрическую энергию и выработки параметров дальнейшего продления механизма в 2019 году действие закона продлено до 1 января 2021 г.
Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина, данным по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 10 сентября 2018 г. (от 23 октября 2018 г. N Пр-1918 ГС), предусмотрено продление действия механизма выравнивания до 2028 года для отдельных категорий потребителей. При этом поручено исключить меры поддержки для потребителей, финансируемых за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Разработанный во исполнение указанного поручения проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) неоднократно рассматривался на совещаниях в Правительстве Российской Федерации.
По итогам указанных совещаний признано целесообразным принятие законопроекта, предусматривающего сохранение "пониженного тарифа" до 2028 года для потребителей ДФО, в том числе реализующих проекты с использованием мер государственной поддержки, мелких и средних потребителей и иных потребителей в соответствии с критериями, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, начиная с 2022 года, для отдельных групп потребителей ДФО необходимо поэтапное доведение цен (тарифов) на электрическую энергию до экономически обоснованных: за 5 лет - для бюджетных организаций и предприятий ЖКХ, за 3 года - для предприятий ТЭК и крупных промышленных потребителей в сфере добычи драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, при принятии законопроекта предполагается в 2021 году сохранить действующий механизм выравнивания без изменений.
Также законопроект направлен на стимулирование инвестиционного процесса в модернизацию генерирующих объектов на территории неценовых зон оптового рынка, включая Дальний Восток, создание долгосрочных условий возврата инвестиций.
Реализация законопроекта будет способствовать решению проблемы старения и износа генерирующего оборудования тепловых электростанций, обеспечивающих электроснабжение и теплоснабжение потребителей в неценовых зонах - на территориях, в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) и в настоящее время отсутствуют иные механизмы гарантированного возврата инвестиций.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие указанных изменений не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев определения потребителей электрической энергии (мощности), осуществляющих свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, в отношении которых применяется установление базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)".
Обоснование разработки изменений: проектом федерального закона Правительство Российской Федерации наделяется компетенцией по определению соответствующих критериев.
Описание основных изменений: в проекте нормативного правового акта предполагается установить состав критериев для применения в отношении потребителей базовых (сниженных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), исходя из степени влияния таких потребителей на макроэкономические показатели развития Дальневосточного федерального округа, а также необходимости принятия в их отношении дополнительных мер поддержки.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта: Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, ФАС России.
Срок разработки нормативного правового акта: 6 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
Также потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 895 "О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)".
Обоснование разработки изменений: проект федерального закона предполагает продление механизма выравнивания тарифов, а также введение адресного характера их установления и применения, что потребует изменения ранее установленных методологических основ расчета и распределения средств, получаемых за счет соответствующей целевой надбавки к цене на мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Описание основных изменений: корректировка механизма расчета, установления и распределения надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта: Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России, ФАС России.
Срок разработки нормативного правового акта: 6 месяцев с даты вступления в силу федерального закона;
б) постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Обоснование разработки изменений: проект федерального закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации на основании предложений Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики определяет перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации, реконструкции и (или) строительству в неценовых зонах оптового рынка, места их расположения, их установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним и стоимостные параметры, а также случаи, при которых отбор указанных объектов может производиться на конкурентной основе. Частичная компенсация стоимости мощности, произведенной на генерирующих объектах тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и построенных по решению Правительства Российской Федерации на территориях неценовых зон оптового рынка, будет производиться через механизм оплаты надбавки к цене на мощность потребителями ценовых зон оптового рынка.
Описание основных изменений: определение правил расчета и распределения средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемой в ценовой зоне оптового рынка, в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и построенных на территориях неценовых зон оптового рынка, состава получателей указанных средств, порядка формирования перечней генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации, реконструкции и (или) строительству в неценовых зонах оптового рынка, и принятия решении об одобрении указанных перечней.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки нормативного правового акта: 3 месяца с даты вступления в силу федерального закона;
в) постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Обоснование разработки изменений: проект федерального закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации устанавливает особенности ценообразования на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии (мощности) на территориях Дальневосточного федерального округа в целях достижения на данных территориях планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Описание основных изменений: в нерегулируемой цене на электрическую энергию (мощность) предполагается предусмотреть составляющую доведения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в отношении которых Правительством Российской Федерации утвержден размер средств, учитываемых при определении надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности).
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки нормативного правового акта: 6 месяцев с даты вступления в силу федерального закона;
г) постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Обоснование разработки изменений: проект федерального закона предусматривает, что установление надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии (мощности), применяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях частичной компенсации стоимости мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и построенных на территориях неценовых зон оптового рынка, осуществляется в виде порядка ее определения.
Описание основных изменений: необходимо утвердить порядок определения стоимости мощности и электрической энергии, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и построенных на территориях неценовых зон оптового рынка и включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству в неценовых зонах оптового рынка.
Состав исполнителей по разработке проекта нормативного правового акта: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России.
Срок разработки нормативного правового акта: 3 месяца с даты вступления в силу федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.