Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1061717-7 "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" разработан с целью установления справедливого подхода к защите прав военнослужащих при их увольнении в военной службы при наличии заболевания и нахождении на амбулаторном лечении в период истечения срока контракта военной службы.
В действующей редакции абзаца второго в пункте 11 статьи 38 данного Федерального закона "Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:
военнослужащий находится на стационарном лечении;".
Часто возникают случаи, когда заболевший военнослужащий к дате истечения срока военной службы находится на амбулаторном лечении. Оформление документов на его увольнение при истечении срока военной службы в период нахождения военнослужащего на амбулаторном лечении в большинстве решаются командованием с пониманием ситуации, когда военнослужащему (офицеру, контрактнику) дают возможность вылечиться, оформить необходимые документы, собрать вещи и собраться в дорогу для проезда (полета) на родину - к месту его будущего проживания после увольнения в запас или на военную пенсию.
В то же время нередки случаи, когда военнослужащего, еще находящегося на амбулаторном лечении, в соответствии с буквой данной статьи, в день истечения срока его военной службы, мягко говоря, ставят перед фактом о необходимости освобождения в этот день казенного жилья, сдачи казенного имущества и уехать из родной части после такого "теплого провода на гражданскую жизнь".
Есть неоднократные обращения к депутатам Государственной Думы бывших военнослужащих, уволенных в период нахождения на амбулаторном лечении с обидой на такое отношение к военнослужащим, когда еще не выздоровевшего военнослужащего увольняют из воинской части без всякого сострадания к своему сослуживцу до завершения амбулаторного лечения.
В Трудовом кодексе Российской Федерации в части шестой статьи 81 предусмотрено, что "Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.".
Данная норма защищает заболевших работников, так как увольнять больного человека, независимо от того, находится он в больнице, госпитале, или находится на амбулаторном лечении (в период гриппа, перелома конечности или еще каких травм и заболеваний) крайне жестокое и негуманное решение.
В настоящее время, командир воинской части, в соответствии с ныне действующей нормой пункта 11 статьи 38 рассматриваемого Федерального закона, вправе, не дожидаясь полного выздоровления находящегося на амбулаторном лечении военнослужащего, исключить его из списка личного состава воинской части, тем самым лишая заболевшего (гриппом, короновирусом, воспалением легких или др. заболеваниями) дальнейшего амбулаторного лечения под наблюдением лечащего врача. При этом необходимо отметить, что большинство воинских частей находятся вдали от места будущего проживания увольняемых военнослужащих. И, добираться на транспорте (поезде, самолете, автомобильным транспортом и т.д.) уволенному военнослужащему в период невылеченного заболевания, грозит возможным ухудшением здоровья, вплоть до установления ему инвалидности.
Очевидно, что в госпитале на обследовании может оказаться здоровый военнослужащий, для проверки признаков заболеваний, которые могут не подтвердиться. В то же время у амбулаторного больного может быть заболевание, не требующее госпитализации, но которое может привести и к инвалидности.
По мнению экспертов, норма абзаца третьего пункта 11 статьи 38 указанного Федерального закона, содержащая явно дискриминационный смысл при его практической реализации в системе военной службы, противоречит статьям 19, 41,45 и 55 Конституции Российской Федерации.
Государство должно заботиться о своих защитниках военнослужащих, особенно об их здоровье в случае получения ими травм и заболеваний в период военной службы. Предлагаемое внесение изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и воинской службе" направлено на защиту здоровья военнослужащих, служба которых сопряжена со множеством ограничений и тяготами в течении всего срока службы.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается изложить абзац третий пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и воинской службе" в следующей редакции:
"военнослужащий находится на стационарном или на амбулаторном лечении;".
Для реализации предлагаемого законопроектом изменения в пункт 11 статьи 38 данного Федерального закона потребуются дополнительные средства федерального бюджета, направляемы на финансирование расходов на медицинскую помощь военнослужащим и приравненным к ним лицам.
В законопроекте предлагается установить дату вступления в силу федерального закона в случае его принятия с 1 января 2021 года.
Дополнительные расходы, необходимые для реализации федерального закона в случае принятия, могут быть учтены при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребует дополнительные расходы в 2021 году, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Указанные дополнительные расходы могут быть учтены при формировании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.