Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1062725-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях снижения ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для классифицированных гостиниц до уровня 7 процентов. Цель законопроекта - повышение конкурентоспособности российского туристического продукта на мировом рынке туристских услуг по критериям цены и качества.
До 1 января 2019 года в отношении гостиниц и иных средств размещения действовала ставка НДС 18 процентов. Начиная с 1 января 2019 года ставка НДС в отношении указанных объектов составляет 20 процентов. В результате данных нововведений российский туристический продукт снизил конкурентоспособность на международном рынке туристских услуг.
Проектом федерального закона предлагается поддержать гостиницы, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 года N 158, прошли процедуру классификации и получили свидетельства о присвоении гостинице определенной категории.
Введение пониженной ставки НДС послужит дополнительным стимулирующим фактором к прохождению классификации для гостиниц, которые по тем или иным причинам ее не имеют.
При подготовке проекта федерального закона учитывался анализ конкурентной среды и международной практики применения пониженных ставок НДС для гостиничного бизнеса, действующих в 21 из 27 стран Европейского Союза.
N п/п |
Государство |
Ставка НДС для гостиниц (%) |
Базовая ставка НДС в стране (%) |
1 |
Бельгия |
6 |
21 |
2 |
Греция |
6,5 |
23 |
3 |
Германия |
7 |
19 |
4 |
Исландия |
7 |
25,5 |
5 |
Польша |
8 |
21 |
6 |
Кипр |
9 |
19 |
7 |
Эстония |
9 |
20 |
8 |
Ирландия |
9 |
23 |
9 |
Румыния |
9 |
24 |
10 |
Италия |
10 |
22 |
11 |
Австрия |
10 |
20 |
12 |
Финляндия |
10 |
24 |
13 |
Франция |
10 |
20 |
14 |
Швеция |
12 |
25 |
15 |
Хорватия |
13 |
25 |
16 |
Чехия |
15 |
21 |
17 |
Венгрия |
18 |
27 |
Пониженная ставка НДС приносит ощутимый экономический эффект указанным странам. В России высокие затраты на налоги и дополнительные платежи заставляют отельеров поднимать стоимость на услуги размещения. Ввиду этого цены на услуги гостиниц в Российской Федерации в период высокого спроса зачастую оказываются выше, чем в Европе, что приводит к резкому снижению спроса на Россию как туристскую дестинацию. В результате Россия снижает долю экспорта по услугам и теряет значительную доходную часть бюджета.
Указанная ставка применяется в большинстве стран мира, где туризм является приоритетным сектором экономики и используется как драйвер инвестиционной активности.
Снижение ставки НДС до 7 процентов (по аналогии с налоговыми ставками в Германии и Исландии) позволит инвесторам сократить сроки окупаемости проектов с 25 лет до 18 лет, повысив тем самым конкурентоспособность туристического продукта по критериям цены и качества, улучшить инвестиционный климат и привлекательность гостиничной отрасли для вложения капитала, а действующим отельерам понизить стоимость турпродукта, направить средства на повышение квалификации персонала и уровня сервиса, обновление основных фондов и цифровизацию.
Текущие доходы отеля при наличии кредитов (от 500 млн руб. до 1 млрд руб. и более) идут на обеспечение операционной деятельности, включая выплату заработной платы и отчислений, поддержку жизнеобеспечения систем отеля, выплату процентов по кредиту и самого кредита. Средств на обеспечение возврата инвестиций недостаточно, доходность по инвестиционным проектам в крупном отельном бизнесе в регионах очень низкая, что приводит к уменьшению инвестиционного интереса к строительству новых гостиничных комплексов. Например, в Нижегородской области в 2019 году открылось только 2 мини-отеля, инвестиционные проекты по строительству крупных гостиничных комплексов в городе Нижний Новгород не реализуются.
Также необходимо учесть тяжелые экономические последствия, возникшие в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что, несомненно, оказывает негативное влияние на развитие гостиничного бизнеса на территории Российской Федерации.
В 2020 году гостиничный бизнес потеряет до 70 процентов доходов, что приведет к увеличению сроков окупаемости проектов, риску закрытия отелей, потере большого количества рабочих мест.
По экспертной оценке, в результате сложной экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в Российской Федерации могут закрыться около 20 процентов гостиниц и средств размещения. В настоящее время в зоне риска находятся мини-отели с номерным фондом до 25 номеров, которые расположены на арендованных площадях. В случае перепрофилирования или закрытия данных объектов потери бюджета будут больше, чем сумма уплаченного НДС (см. финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона).
В настоящее время развитие внутреннего туризма является актуальным в связи с тем, что в период сложной экономической и санитарно-эпидемиологической ситуации, сложившейся в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отрасль туристической индустрии признана наиболее пострадавшей. На ее восстановление потребуется, предположительно, от 6 месяцев до 1 года, и основной туристический поток, вероятнее всего, будет переориентирован на внутренний туризм. Ввиду этого целесообразно поддержать российский туристический продукт посредством снижения ставки НДС с 20 процентов до 7 процентов.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать преодолению указанных негативных последствий в более короткие сроки.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В случае вступления в силу Федерального закона в IV квартале 2020 года выпадающие доходы федерального бюджета в 2020 году будут составлять порядка 1 984,04 млн рублей, в том числе по Нижегородской области - 22,82 млн рублей.
Снижение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 20 процентов до 7 процентов в отношении реализации гостиничных услуг классифицированными гостиницами может привести к снижению поступлений соответствующих налоговых платежей в 2021 году в федеральный бюджет, по предварительной оценке, на 7 936,17 млн рублей, в том числе по Нижегородской области - на 91,29 млн рублей (расчет прилагается).
В случае закрытия около 20 процентов гостиниц и иных средств размещения в связи с негативными последствиями распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году потери федерального бюджета составят порядка 20 283,28 млн рублей, в том числе по Нижегородской области - 221,08 млн рублей, не считая потери объемов услуг смежных отраслей с учетом мультипликативного эффекта.
В случае принятия Федерального закона выпадающие доходы федерального бюджета впоследствии компенсируются дополнительными налоговыми поступлениями за счет увеличения рынка туристических услуг.
Расчет
выпадающих доходов федерального бюджета при условии снижения ставки налога на добавленную стоимость для классифицированных гостиниц до 7%
Год |
Сумма уплаченного НДС по Нижегородской области* (млн руб.) |
Выпадающие доходы федерального бюджета по НДС при ставке НДС в 7% по Нижегородской области (млн руб.) |
Всего начислено налогов к уплате по Нижегородской области (млн руб.)* |
Сумма уплаченного НДС по Российской Федерации (млн руб.)* |
Выпадающие доходы федерального бюджета по НДС при ставке в 7% в Российской Федерации (млн руб.) |
Всего начислено налогов к уплате по Российской Федерации (млн руб.) |
Выпадающие доходы федерального бюджета по НДС при ставке в 7% в случае закрытия около 20% объектов гостиничного бизнеса (млн руб.) |
|||
по Нижегородской области |
по Российской Федерации |
|||||||||
2018* (ставка НДС 18%) |
127,09 |
|
292,51 |
17 037,70 |
|
37 438,22 |
|
|
||
2019* (ставка НДС 20%) |
175,50 |
|
367,29 |
17 993,70 |
|
38 335,61 |
|
|
||
2020* |
ставка НДС 20%* |
Факт* |
46,82** |
|
92,12** |
2 034,92*** |
|
4 225,68*** |
|
|
Прогноз |
140,46 |
|
276,36 |
12 209,50 |
|
25 354,10 |
221,10 |
20 283,28 |
||
I-III кв. - ставка НДС 20%; IV кв. - ставка НДС 7% |
Прогноз |
117,63 |
22,82 |
|
10 225,46 |
1 984,04 |
|
|
|
|
2021 |
ставка НДС 7% |
Прогноз |
49,16 |
91,29 |
|
4 273,32 |
7 936,18 |
|
|
|
------------------------------
* по данным ФНС России. Отчеты по форме N 1-НОМ. https://www.nalog.ru/rn77/related activities/statistics and analytics/.
** данные за период с января по апрель 2020 года.
*** данные за период с января по февраль 2020 года.
------------------------------
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.