Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1065315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 3 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины"(N 4714п-П36 от 29 мая 2019 г.) и во исполнение пункта 23 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ), Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), а также Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Основной объем изменений, предлагаемых законопроектом, касается Федерального закона N 412-ФЗ. Законопроект предусматривает гармонизацию с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ КОЛЕС 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 9 октября 2018 г. N 730-ст (далее - ГОСТ 17011-2018) и идентичного международному стандарту ISO/IEC 17011:2017 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", устанавливающего требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по аккредитации, проводящих оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия.
Обязанность руководствоваться международными стандартами и документами международных организаций по аккредитации продиктована положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также присоединением Российской Федерации к международным организациям в области аккредитации, в частности, Тихоокеанской организации по аккредитации (РАС) и Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC) (в настоящее время объединены в новую организацию - Азиатско-Тихоокеанское объединение по аккредитации (АРАС), Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC), Международному форуму по аккредитации (IAF), Международному форуму по аккредитации "Халяль" (IHAF).
Требования ГОСТ 17011-2018 применительно к предоставлению Росаккредитацией государственных услуг позволяют обеспечить реализацию принципов наименьшего регуляторного воздействия и риск-ориентированности посредством сокращения предмета и объема мероприятий по оценке соответствия критериям аккредитации, проводимых в рамках предоставления государственных услуг.
В частности, в соответствии с пунктом 7.4.4 ГОСТ 17011-2018 установленные органом по аккредитации документированные процедуры оценки компетентности органа по оценке соответствия при осуществлении всех видов деятельности в рамках своей области аккредитации должны описывать способы охвата области аккредитации заявителя на аккредитацию или аккредитованного органа по оценке соответствия посредством применения комбинации оценок на месте и других техник оценки, достаточных для обеспечения уверенности в соответствии подходящим критериям аккредитации. При этом среди техник оценки пунктом 3.24 ГОСТ 17011-2018 предусмотрены в том числе удаленная оценка, свидетельская оценка. Так, согласно пункту 3.25 ГОСТ 17011-2018 удаленной оценкой является оценка физического или виртуального места осуществления деятельности органа по оценке соответствия с использованием электронных средств. Согласно пункту 3.25 ГОСТ 17011-2018 под свидетельской оценкой понимается наблюдение органом по аккредитации за органом по оценке соответствия, выполняющим деятельность по оценке соответствия в пределах своей области аккредитации. При этом деятельность по оценке соответствия органы по оценке соответствия осуществляют не только по адресу места осуществления своей деятельности в области аккредитации, но и по адресам мест осуществления деятельности заказчиков на проведение работ по оценке соответствия. Согласно пункту 7.4.6 ГОСТ 17011-2018 при определении видов деятельности, подлежащих оценке, орган по аккредитации должен учесть риски, связанные с видами деятельности, местами осуществления деятельности и персоналом, покрываемыми областью аккредитации.
Учитывая это, законопроектом предусмотрено введение таких способов (техник) оценки как "удаленная оценка" и "свидетельская оценка", понятия которых сформулированы с учетом требований ГОСТ 17011-2018. В частности, в отношении свидетельской оценки в том числе предусмотрена возможность ее проведения на территории заказчика - лица, заказавшего проведение работ по оценке соответствия и (или) оказание услуг в области аккредитации.
В целях оптимизации процедур в сфере аккредитации законопроектом предусмотрено установление на уровне Правительства Российской Федерации порядка осуществления аккредитации, порядка рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, порядка внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, а также порядка проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц.
Учитывая это, статьи 17 и 24 Федерального закона N 412-ФЗ излагаются в новой редакции. Вместе с тем некоторые положения указанных статей сохранены в действующей редакции. Так, проектируемая законопроектом часть 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ, предусматривающая сроки прохождения процедуры подтверждения компетентности, идентична действующей редакции части 1 статьи 24 Федерального закона N 412-ФЗ. Требование о проведении подтверждения компетентности каждые пять лет при условии прохождения такой процедуры не реже, чем один раз в два года продиктовано положениями ГОСТ 17011-2018.
Также законопроектом предусмотрено упрощение процедуры сокращения области аккредитации аккредитованного лица. Ежегодно Росаккредитацией предоставляется более 3000 государственных услуг по сокращению области аккредитации, что подразумевает под собой внесение соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц. С учетом того, что услуга носит заявительный характер, согласно предлагаемым изменениям аккредитованное лицо сможет самостоятельно производить сокращение области аккредитации путем внесения соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц. Это позволит сократить административные издержки аккредитованных лиц, в том числе на подготовку необходимых документов и их направление в Росаккредитацию.
Предлагаемые законопроектом изменения также приводят Федеральный закон N 412-ФЗ в соответствие с изменениями, заложенными в проекте федерального закона N 658661-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (принят Государственной Думой в первом чтении 14 мая 2019 г.).
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 46 Федерального закона N 184-ФЗ в части корректировки полномочий Правительства Российской Федерации по установлению обязательных требований к продукции в Российской Федерации, в отношении которой не приняты технические регламенты (продукции, включенной в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"). Такие изменения позволят сформировать новую актуальную, соответствующую требованиям времени модель установления обязательных требований к указанной продукции, которая исключит неопределенности, возникающие в настоящее время при ее подтверждении соответствия. При этом формирование новых механизмов установления обязательных требований к продукции не подразумевает отмену обязательной сертификации или декларирования соответствия.
Также законопроектом приводятся в соответствие с Федеральным законом N 412-ФЗ положения статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
В законопроекте имеются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при осуществлении аккредитации в национальной системе аккредитации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий и не приведет к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере аккредитации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия" и его реализация не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия" потребует:
1) внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1.1) постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Основание принятия: статья 3 федерального закона.
Описание изменений: установление перечня документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности соответствующей продукции и перечня документов по стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для осуществления оценки соответствия.
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росстандарт, Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу;
1.2) постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание".
Основание принятия: пункт 6 статьи 1.
Описание изменений: включение в перечень услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг, услуги оценки устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации с возможностью оценки их устранения по месту осуществления деятельности заявителя, аккредитованного лица, месту осуществления временных работ.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу;
2) принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, расширения области аккредитации, порядок внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, порядок рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, а также порядок проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
Основание принятия: пункт 8, подпункт "б" пункта 10, подпункт "б" пункта 11, пункт 13 статьи 1 федерального закона.
Описание: утверждение порядка осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, порядка внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, порядка рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, а также порядка проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
3) внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
3.1) приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 288 "Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации".
Основание принятия: подпункт "б" пункта 2 статьи 1 федерального закона.
Описание изменений: установление порядка заполнения форм заявлений, а также перечней прилагаемых к указанным заявлениям документов и требований к ним.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу;
3.2) приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 284 "Об утверждении форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы".
Основание принятия: подпункт "г" пункта 2 статьи 1 федерального закона.
Описание изменений: установление порядка заполнения форм экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу;
3.3) приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 287 "Об утверждении Методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации".
Основание принятия: подпункт "в" пункта 2 статьи 1 федерального закона.
Описание изменений: установление порядка формирования экспертной группы, в том числе случаев обязательного включения в состав экспертной группы эксперта по аккредитации и (или) технических экспертов, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу;
3.3) приказ Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. N 293 "Об установлении Порядка проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Основание принятия: подпункт "д" пункта 2 статьи 1 федерального закона.
Описание изменений: установление сроков и предмета рассмотрения, оснований для несогласия национального органа по аккредитации с выводами, содержащимися в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, порядка принятия решений по результатам рассмотрения и их оспаривания.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Росаккредитация.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу;
3.4) приказ Росаккредитации от 16 декабря 2019 г. N 259 "Об утверждении Правил деловой и профессиональной этики эксперта по аккредитации".
Основание принятия: подпункт "б" пункта 4 статьи 1 Федерального закона.
Описание изменений: установление правил деловой и профессиональной этики технического эксперта.
Головной исполнитель - Росаккредитация.
Соисполнитель - Минэкономразвития России.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу.
4) принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
приказ Росаккредитации об утверждении методики формирования программ выездной экспертизы, устанавливающей в том числе требования к проведению удаленной оценки и свидетельской оценки.
Основание принятия: пункт 8 статьи 1 федерального закона.
Описание: утверждение методики формирования программ выездной экспертизы, которой в том числе будут устанавливаться требования к проведению удаленной оценки и свидетельской оценки.
Головной исполнитель - Росаккредитация.
Соисполнители - Минэкономразвития России.
Срок принятия - 12 месяцев со дня принятия решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.