Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1064272-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации" разработан в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций.
В Банке России накоплен большой опыт в выявлении и квалификации подозрительных операций на разных звеньях платежных цепочек. Используемый инструментарий обладает достаточно высокой релевантностью, оперативностью и позволяет осуществлять мониторинг всего банковского сектора. Сформирована и постоянно актуализируется база типологий подозрительных операций и их участников, которые на протяжении последних нескольких лет доводятся до банков для корректировки их собственных "противолегализационных" процедур. Оценки регулятора и банков по клиентам и их операциям совпадают более чем на 95%.
Сегодня с использованием современных технологий обработки больших массивов информации и с учетом наличия современных IT-систем в банках Банк России считает необходимым оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов.
На базе Банка России предлагается создание централизованного информационного сервиса Платформа знай своего клиента (Платформа ЗСК), через который банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур "противолегализационного" контроля.
Клиенты будут подразделяться на категории (высокий риск, средний риск, низкий риск). При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством.
Текущая оценка клиентов финансовых учреждений (без учета физических лиц) показывает, что доля клиентов низкого риска - в пределах 99% от общего количества хозяйствующих субъектов (общее число субъектов предпринимательской деятельности около 7,7 млн), доля клиентов среднего риска - в пределах 0,3%, а доля клиентов высокого риска не превышает 0,7%.
Изменения законодательства Российской Федерации, предусмотренные законопроектом, направлены прежде всего на снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь, на малый и микро-бизнес за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций, расходов бизнеса на взаимодействие с кредитными организациями, количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций.
Предлагаемые законодательные изменения также имеют своей целью повышение эффективности работы противолегализационных систем кредитных организаций и снижение объемов подозрительных операций, позволят повысить эффективность управления банками комплаенс-риском за счет более точечного и ориентированного взаимодействия с клиентами, качественно улучшить информативность направляемых банками в Росфинмониторинг сообщений, а также снизить операционные расходы банков путем смещения акцентов в работе комплаенс-подразделений на клиентов с потенциально высокими рисками, включая так называемые риски контрагентов, сократить время осуществления проверок уровня комплаенс-риска контрагентов клиента, обслуживающихся в иных кредитных организациях.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", закрепляющие полномочия Банка России в рамках функционирования Платформы ЗСК. В частности, осуществление в отношении клиентов кредитных организаций - юридических лиц (за исключением, кредитных организаций) и индивидуальных предпринимателей оценки уровня риска проведения ими подозрительных операций, отнесение их к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций.
Также предлагается установить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций определяются совместно Банком России и Росфинмониторингом и публикуются на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законопроект предусматривает внесение следующих изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма":
1. В целях повышения эффективности комплаенс-процедур кредитных организаций и обеспечения единообразного применения ими набора инструментов, предусмотренных противолегализационным законодательством и сопоставимых с уровнем риска ОД/ФТ, в том числе в отношении клиентов, относящихся к одному уровню риска, устанавливается обязанность кредитных организаций при осуществлении внутреннего контроля оценивать клиентов по трем степеням (уровням) риска совершения ими операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
2. В целях повышения информированности кредитных организаций о комплаенс-рисках в операциях клиентов и снижения рисков вовлечения кредитных организаций в проведение их клиентами подозрительных операций кредитные организации наделяются правом использовать при реализации процедур "противолегализационного" контроля ежедневно направляемую Банком России посредством Платформы ЗСК информацию в отношении уровней риска клиентов и их контрагентов.
3. На законодательном уровне зафиксирован алгоритм работы с клиентом в зависимости от уровня его риска (зеленый, желтый, красный):
- в отношении лиц с зеленым уровнем риска не применяются меры в виде отказа в открытии банковского счета, а также не допускается отказ в проведении операций по переводу денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые также отнесены к зеленому уровню риска, на их счета (вклады, депозиты), открытые в банках на территории Российской Федерации. Исключение составляют только вызывающие подозрения в ОД/ФТ операции по списанию денежных средств в пользу физических лиц, снятие наличных денежных средств, перечисление денежных средств на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, переводы денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые отнесены к желтому уровню риска;
- в отношении лиц с желтым уровнем риска сохраняется возможность при наличии подозрений в ОД/ФТ отказать в открытии банковского счета и в проведении операций;
- в отношении лиц с красным уровнем риска устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, запрет на проведение любых операций (как собственных, так и в их адрес), запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), а также запрет использования электронного средства платежа.
4. С учетом сохраняющегося в кредитных организациях текущего мониторинга клиентов законопроектом:
- устанавливается обязанность кредитных организаций в случае если ими своему клиенту присвоен более высокий уровень риска, чем уровень риска, присвоенный такому клиенту Банком России, направить в Банк России результаты собственной оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях ОД/ФТ для возможного пересмотра Банком России группы риска соответствующего клиента в сторону ее повышения до желтой или красной зоны риска;
- кредитные организации наделяются правом в случае несогласия с фактом отнесения клиента к группе высокого и среднего уровня риска по самостоятельному обращению в Банк России с заявлением о пересмотре указанной группы.
5. С учетом устанавливаемых ограничений в отношении лиц с красным уровнем риска в законопроекте отдельно выделен вопрос обеспечения их правом на защиту, как на уровне обслуживающей такое лицо кредитной организации, так и на уровне межведомственной комиссии, созданной при Банке России и в судебном порядке.
6. В случае если лицо с красным уровнем риска не воспользовалось правом на защиту своих интересов, законопроектом в целях снижения нагрузки на кредитные организации устанавливается обязанность кредитной организации расторгнуть с указанным лицом договор банковского счета (вклада).
Принятие законопроекта окажет положительное влияние на развитие института ПОД/ФТ, выполняющего важную функцию противодействия подозрительным финансовым операциям, позволит существенно снизить объемы таких операций и предотвратить проникновение преступных доходов в финансовый сектор, а также позволит снизить издержки на соблюдение банками международных стандартов в области ПОД/ФТ и будет способствовать повышению доступности банковских услуг на территории Российской Федерации.
Наряду с этим принятие законопроекта позволит:
- снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь, на малый и микро-бизнес;
- снизить количество дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций;
- акцентировать работу кредитных организаций только на сомнительных клиентах;
- снизить превентивные ограничительные меры со стороны кредитных организаций при выявлении незначительных и "технических" рисков ОД/ФТ;
- снизить расходы бизнеса на взаимодействие с кредитными организациями и подготовку документов, обосновывающих реальную хозяйственную деятельность;
- снизить уровень вовлеченности кредитных организаций в проведение сомнительных операций;
- снизить объемы сомнительных операций;
- повысить эффективность национальной системы ПОД/ФТ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.