Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1064451-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - проект федерального закона, законопроект) направлен на совершенствование лицензирования отдельных видов деятельности (тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений).
Анализ правоприменительной практики показывает, что предоставленные МЧС России полномочия и существующие ограничения лицензирующих органов не позволяют в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз.
Согласно имеющимся статистическим данным, с 2014 года при тушении пожаров погибло 43 работника пожарной охраны и 273 получили травмы различной степени тяжести.
Одновременно с этим за последние 5 лет на территории Российской Федерации произошло около 2 тыс. пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа. На этих пожарах погибло 199 граждан и 367 получили травмы различной степени тяжести.
Системный анализ пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации за прошедшие 5 лет свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты в спасении людей и снижении ущерба при пожарах.
При пожарах, на которых системы правильно сработали, погибает и получает травмы соответственно в 4,5 и 2,4 раза меньше людей, площадь, уничтоженная пожаром, уменьшается в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов уменьшается более чем в 5 раз.
В целях повышения качества работ в области пожарной безопасности законопроект предусматривает внесение в федеральные законы "О пожарной безопасности" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" следующих изменений:
наделение Правительства Российской Федерации полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты;
наделение МЧС России полномочием осуществлять аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений;
наделение лицензирующего органа МЧС России полномочиями приостанавливать действие лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований;
установление обязанности периодического подтверждения (1 раз в 5 лет) лицензиатом соблюдения лицензионных требований путем представления в уведомительной форме соответствующей информации в лицензирующий орган;
исключение положения, согласно которому лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня установления саморегулирования этого вида деятельности.
Также законопроектом актуализируются положения Федерального закона "О пожарной безопасности" в части перечня видов деятельности, осуществление которых направлено на обеспечение пожарной безопасности.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят с одной стороны снизить административную нагрузку на бизнес (соискателям лицензии (лицензиатам) путем предоставления возможности выбора количества видов выполняемых работ (услуг) отдельно по каждому филиалу), а с другой - повысить эффективность регуляторных функций лицензирующего органа (в дистанционном режиме проводить контроль за соблюдением лицензионных требований и принимать своевременные меры необходимого реагирования в отношении недобросовестных лицензиатов, систематически нарушающих установленные требования).
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами государственной власти, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего проекта федерального закона, осуществляется в пределах установленной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете для Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и статьи 1 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - проект федерального закона) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации "О порядке аттестации лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений".
Срок - 180 дней со дня официального опубликования Федерального
закона.
Ответственный исполнитель - МЧС России;
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к оснащению зданий, сооружений, помещений, оборудования автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Срок - 45 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МЧС России.
3. Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу и приостановлению нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
4. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Срок - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МЧС России;
постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1130 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры".
Срок - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МЧС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.