Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1066598-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации)" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования процесса приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объектов культурного наследия).
В соответствии с действующей редакцией пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - закон) объекты культурного наследия, включённые в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться исключительно путём их продажи на конкурсе.
При этом согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Более того, в соответствии с частью 1 статьи 28 закона приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Однако, по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется путём их продажи на аукционе.
Таким образом, законодательство Российской Федерации, устанавливая правило о необходимости одновременной передачи в частную собственность объектов культурного наследия и земельных участков под ними, предусматривает при этом разные способы приватизации таких объектов, что делает фактически невозможной приватизацию объектов культурного наследия (в силу невозможности одномоментного проведения выкупных процедур в отношении объектов культурного наследия и занимаемых ими земельных участков).
Столь противоречивое правовое регулирование имеет негативные последствия на практике. Например, в ноябре 2019 г. департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал управлению государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края во включении в план приватизации на 2020 год объекта культурного наследия регионального значения "Охотничий домик Великого князя Сергея Михайловича Романова" 1898 г., расположенного по адресу: Мостовской район, пгт Псебай, ул. Советская, 7, лит. Г и находящегося в государственной собственности Краснодарского края, указав при этом в качестве обоснования на невозможность одновременного соблюдения вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации.
С целью введения единой процедуры приватизации в отношении объектов культурного наследия и занимаемых ими земельных участков законопроектом предлагается дополнить статью 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации пунктом 1.1, в котором закрепить возможность продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, на торгах, проводимых в форме конкурса.
Кроме того, в пункт 1 статьи 29 закона предлагается внести корреспондирующую норму об исключительном случае приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах, организованных в форме конкурса (а не аукциона), возникающем при отчуждении из государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия и только одновременно с продажей такого объекта.
Реализация законопроекта позволит существенно упростить процедуру приватизации объектов культурного наследия и тем самым привлечь частные инвестиционные средства для сохранения объектов культурного наследия и их большей популяризации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации)"
Принятие и дальнейшая реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации)" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения порядка приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или других нормативно-правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.