Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в сфере социального развития
1. Индексация публичных нормативных обязательств с 1 февраля ежегодно на фактически установленный уровень потребительских цен за предшествующий год (оценочно): в 2021 году - на 3,8 процента, в 2022 году - на 3,7 процента, в 2023 году - на 4,0 процента.
2. Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней неработающих пенсионеров с 1 января ежегодно, в 2021 году - на 6,3 процента, в 2022 году - на 5,9 процента, в 2022 году - на 5,6 процента.
3. Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля ежегодно в соответствии с законодательством Российской Федерации на прогнозный показатель роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (оценочно): в 2021 году - на 2,6 процента, в 2022 году - на 8,5 процента, в 2023 году - на 0,9 процента.
4. Статьей 8 Законопроекта определяются особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения.
Частью 4 указанной статьи величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на 2021 год устанавливается в размере 10 022,0 рубля (107,6 процента от размера, установленного на 2020 год).
5. Повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом темпа роста номинальной начисленной заработной платы к предыдущему году, в 2021 году - на 5,9 процента, в 2022 году - на 6,2 процента, в 2023 году - на 6,7 процента.
6. Индексация заработной платы работников федеральных государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, денежного содержания судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, в 2021 году не планируется. В 2022 и 2023 годах повышение оплаты труда указанным категориям работников планируется с 1 октября соответствующего года на 4,0 процента ежегодно.
7. Индексация стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября ежегодно на прогнозный уровень инфляции в соответствующем году ( в 2021 году - на 3,7 процента, в 2022 - на 4 процента, в 2023 году - на 4 процента).
8. В соответствии с проектом федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - проект федерального закона N 1027748-7), начиная с 2021 года вводится механизм ежегодного установления:
прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации в размере 44,2 процента значения медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год, и МРОТ в размере 42,0 процента значения медианной заработной платы за предыдущий год, рассчитанных Росстатом России.
В соответствии с данным механизмом предусматривается, что прожиточный минимум на душу населения в целом по Российской Федерации составит в 2021 году 11 653 рубля, с увеличением к прогнозируемой величине данного показателя за 2020 год на 3,7 процента.
МРОТ предусматривается установить с 1 января 2021 года в размере 12 792 рубля в месяц, с увеличением к размеру, установленному на 2020 год, на 5,5 процента. В проекте федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предварительно учтено увеличение МРОТ: с 1 января 2022 года - на 4,7 процента, с 1 января 2023 года, - на 5,8 процента.
Применительно к МРОТ следует обратить внимание на следующее.
В соответствии с официальными расчетами Росстата, произведенными на апрель 2019 года, величина медианной заработной платы составила 34 335 рублей. В то же время, величина медианной заработной платы, от соотношения с которой предусматривается установление МРОТ на 2021 год, - составляет 30 457 рублей.
При этом никаких пояснений такого существенного расхождения значений официальных данных и проектируемых, ни в материалах к рассматриваемому Законопроекту, ни к проекту федерального закона N 1027748-7 не приводится.
Кроме того, следует особо отметить, что с 2021 года кратно увеличиваются расходы федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов на компенсацию выпадающих доходов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в связи с установлением дополнительных пониженных тарифов страховых взносов на соответствующий вид обязательного социального страхования для отдельных категорий плательщиков, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
Межбюджетные трансферты на указанные цели в 2021 - 2023 годах составят:
бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в 2021 году в объеме 478,0 млрд. рублей , с увеличением в 6,5 раз к уровню, утвержденному Законом N 380-ФЗ, в 2022 году - 511,0 млрд. рублей, с увеличением в 6,5 раз к уровню, утвержденному Законом N 380-ФЗ, в 2023 году - 546,8 млрд. рублей, с увеличением на 7,0 процента к объему, планируемому на 2022 год;
бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2021 году в объеме 95,0 млрд. рублей, с увеличением в 20 раз к уровню, утвержденному Законом N 380-ФЗ, в 2022 году - 102,5 млрд. рублей, с увеличением в 20 раз к уровню, утвержденному Законом N 380-ФЗ, в 2023 году - 109,7 млрд. рублей, с увеличением на 7,0 процента к объему, планируемому на 2022 год;
бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2021 году в объеме 35,4 млрд. рублей, с увеличением в 2,8 раза к уровню, утвержденному Законом N 380-ФЗ, в 2022 году - 37,9 млрд. рублей, с увеличением в 2,8 раза к уровню, утвержденному Законом N 380-ФЗ, в 2023 году - 40,6 млрд. рублей, с увеличением на 7,0 процента к объему, планируемому на 2022 год.
Таким образом, еще больше усиливается финансовая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда Российской Федерации, от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
По мнению комитета, установление пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование для отдельных категорий плательщиков, а тем более на постоянной основе для субъектов малого и среднего предпринимательства, в среднесрочной перспективе будет негативно влиять на устойчивость системы обязательного социального страхования.
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2023 годах в разрезе государственных программ Российской Федерации и раздела "Социальная политика"
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" является ответственным за рассмотрение государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм): "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда", "Содействие занятости населения".
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Расходы федерального бюджета на 2021 - 2023 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе подпрограмм запланированы в следующих объемах:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
к проекту на 2022 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
2 376 734,0 |
1 847 354,8 |
1 986 922,0 |
107,6 |
1 948 261,6 |
2 065 409,2 |
106,0 |
2 211 313,0 |
107,1 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
884 041,8 |
856 303,0 |
986 399,6 |
115,2 |
902 959,8 |
1 012 943,9 |
112,2 |
1 046 831,0 |
103,3 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
12 435,4 |
376,2 |
340,3 |
90,5 |
95,6 |
87,8 |
91,8 |
87,8 |
100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
1 465 944,0 |
977 697,7 |
987 877,3 |
101,0 |
1 027 341,0 |
1 035 694,1 |
100,8 |
1 144 978,5 |
110,6 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 563,3 |
1 306,2 |
1 201,5 |
92,0 |
1 289,9 |
1 186,6 |
92,0 |
1 187,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Старшее поколение" |
12 672,6 |
11 650,1 |
11 083,2 |
95,1 |
16 553,7 |
15 476,7 |
93,5 |
18 208,6 |
117,7 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
76,8 |
21,6 |
20,1 |
93,2 |
21,6 |
20,2 |
93,3 |
20,2 |
100,3 |
В структуре расходов, предусмотренных для целей финансирования госпрограммы, как в предшествующие периоды, так и на рассматриваемый период 2021 - 2023 годов, более 99,0 процента от общего объема составляют средства на исполнение публичных нормативных обязательств в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные Законопроектом на реализацию госпрограммы в целом, по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 - 2023 годов" (далее - Закон N 380-ФЗ), в 2021 году увеличены на 7,6 процента, в 2022 году - на 6,0 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 7,1 процента.
1.1. Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, увеличены в 2021 году на 15,2 процента, в 2022 году на 12,2 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 3,3 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 27 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по 23 из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
Всего |
884 041,8 |
986 399,6 |
1 012 943,9 |
1 046 831,0 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Оказание государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний" |
40 737,5 |
41 630,1 |
42 731,3 |
44 044,5 |
"Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы" |
1 268,5 |
1 381,6 |
1 428,6 |
1 479,0 |
"Предоставление мер государственной поддержки Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" |
549,0 |
521,4 |
490,3 |
462,3 |
"Оказание мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий" |
150 966,0 |
79 269,0 |
81 938,7,8 |
85 387,3 |
"Оказание мер государственной поддержки инвалидам" |
325 728,1 |
330 961,3 |
339 057,3 |
348 538,9 |
Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения, проезда к месту лечения и обратно, а также проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения" |
12 309,1 |
12 705,7 |
12 705,7 |
12 705,7 |
"Предоставление социальных доплат к пенсии" |
77 489,4 |
104 462,9 |
102 720,5 |
103 342,5 |
"Оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" |
106 120,4 |
105 783,2 |
105 783,2 |
105 783,1 |
"Оказание мер государственной поддержки лицам, ходатайствующим о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, а также прибывшим с ними членам их семей" |
0,0 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
"Оказание мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно" |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
"Оказание мер социальной поддержки лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" |
8,4 |
8,5 |
8,8 |
9,1 |
"Оказание мер социальной поддержки гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений" |
8,1 |
8,4 |
8,7 |
8,9 |
"Осуществление компенсационных выплат реабилитированным лицам" |
4,6 |
279,1 |
279,1 |
279,1 |
"Оказание поддержки в связи с погребением умерших" |
8 502,7 |
8 917,0 |
9 122,7 |
9 488,0 |
"Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, а также уволенным из их числа и членам их семей" |
8 252,4 |
8 644,7 |
8 904,4 |
8 922,0 |
"Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям государственных служащих, гражданам в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву, получившим увечье или иное повреждение здоровья, а также членам их семей" |
31 076,5 |
30 371,9 |
30 826,0 |
32 005,5 |
"Оказание государственной поддержки членам семей лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а также лицам, получившим увечья при осуществлении указанных мероприятий, повлекшие наступление инвалидности" |
8,7 |
50,4 |
50,4 |
50,4 |
"Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами" |
85 324,6 |
126 396,4 |
134 911,4 |
144 950,0 |
"Выплата дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" |
3 560,0 |
3 376,1 |
3 370,5 |
3 221,0 |
"Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
11 661,2 |
74,1 |
77,1 |
80,1 |
"Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта" |
7 000,0 |
26 280,0 |
26 280,0 |
26 280,0 |
"Обеспечение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" |
4 310,0 |
95 932,4 |
102 555,5 |
109 740,3 |
"Предоставление пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов" |
98,4 |
126,85 |
133,5 |
141,6 |
"Осуществление компенсационных выплат некоторым категориям граждан Российской Федерации" |
145,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Совершенствование законодательства области предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и системы социального страхования" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Создание единой государственной системы социального обеспечения" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Предоставление пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено:
индексацией размеров социальных выплат;
уточнением численности получателей мер социальной поддержки и ежемесячных денежных выплат;
увеличением бюджетных ассигнований:
по основному мероприятию "Предоставление социальных доплат к пенсии" в связи с изменением прогнозного размера прожиточного минимума пенсионера;
по основному мероприятию "Обеспечение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ, для новой категории плательщиков - субъектов малого и среднего предпринимательства;
по основному мероприятию "Оказание государственной поддержки членам семей лиц, погибших при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, а также лицам, получившим увечья при осуществлении указанных мероприятий, повлекшие наступление инвалидности" в связи с началом реализации мероприятия по финансовому обеспечению оказания социальной поддержки (медицинской помощи в части санаторно-курортного лечения и социальной реабилитации) лицам, пострадавшим в результате террористического акта 1-3 сентября 2004 года в г. Беслане;
по основному мероприятию "Предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта" в связи с расширением мер оказания социальной помощи отдельным категориям граждан на основании социального контракта.
Комитет считает позитивным предусмотренное увеличение бюджетных ассигнований на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, с 7 млрд. рублей в 2020 году до 26,2 млрд. рублей в 2021 - 2023 годах ежегодно. Однако одновременно следует усилить ведомственный контроль за эффективным расходованием средств на указанные цели и достижением ожидаемых результатов.
В то же время бюджетные ассигнования, предусматриваемые на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, уже менее чем на четверть обеспечивают законодательно установленные гарантии отдельных категорий граждан на получение данной социальной услуги.
В 2021 - 2023 годах планируется направить на данные цели средства в сумме 7,2 млрд. рублей ежегодно (из них: трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в объеме 5,7 млрд. рублей, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации - 1,5 млрд. рублей).
В 2019 году степень обеспечения граждан данной социальной услугой составила 21,7 процента (в 2018 году - 22,5 процента, в 2017 году - 23,2 процента). В связи с этим растет социальное недовольство среди льготных категорий граждан неудовлетворительным предоставлением данной социальной услуги.
Несмотря на неоднократные рекомендации Государственной Думы Правительству Российской Федерации подготовить и нести предложения об изменении механизма предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, до настоящего времени соответствующих предложений от Правительства Российской Федерации не поступило.
В рамках основного мероприятия "Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами" данной подпрограммы предусматриваются бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и инвалидами I группы, установленных Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". Указанные выплаты, размер которых составляет 1200 рублей, не увеличивались с момента издания Указа, что также вызывает серьезное социальное напряжение в соответствующей социальной группе населения, на что комитет уже обращал внимание в предыдущем году.
1.2. Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, уменьшены в 2021 году на 9,5 процента, в 2022 году на 8,2 процента, в 2023 году запланированы в объеме, предусмотренном на 2022 год.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 8 основных мероприятий. Бюджетные ассигнования предусмотрены на финансовое обеспечение 4 из них:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
12 435,4 |
340,3 |
87,8 |
87,8 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания граждан" |
269,1 |
252,5 |
0,0 |
0,0 |
"Поощрение победителей Всероссийского конкурса на звание "Лучший работник учреждений социального обслуживания" |
17,6 |
17,6 |
17,6 |
17,6 |
"Привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев" |
0,0 |
16,0 |
70,2 |
70,2 |
"Оказание финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания" |
78,0 |
54,2 |
0,0 |
0,0 |
"Совершенствование системы оплаты труда социальных работников" |
12 064,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Совершенствование системы социального обслуживания граждан" |
5,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Распространение положительного опыта работы субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, увеличены в 2021 году на 1,0 процента, в 2022 году на 0,8 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 10,6 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 9 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по 7 из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
1 465 944,0 |
987 877,3 |
1 035 694,1 |
1 144 978,5 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей" |
816 99,4 |
302 617,1 |
303 996,0 |
310 081,4 |
"Обеспечение выплаты пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний" |
56,0 |
107,4 |
111,4 |
115,9 |
"Обеспечение выплаты ежемесячных пособий и пособий (компенсаций) на проведение летнего оздоровительного отдыха детям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов государственной власти" |
1 323,4 |
1 018,9 |
1 051,2 |
1 094,1 |
"Оказание социальной поддержки многодетным семьям" (на выплату единовременного денежного поощрения лицам, награжденным орденом "Родительская слава" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года N 775 "Об утверждении ордена "Родительская слава") |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
"Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" |
23 935,4 |
24 407,0 |
24 591,6 |
25 008,4 |
"Оказание поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" |
855,0 |
855,0 |
0,0 |
0,0 |
Федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" |
622 768,1 |
658 865,3 |
705 937,2 |
808 672,0 |
"Совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Предоставление материнского (семейного) капитала" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено:
изменением финансового обеспечения федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в связи с уточнением численности получателей;
увеличением бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей" в части предоставления:
пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в связи с увеличением в два раза минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет;
ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в связи с ростом количества получателей выплаты;
увеличением бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" в 2021 и 2022 годах на 2 295,0 млн. рублей ежегодно в целях доведения объема субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, до 10 000 млн. рублей ежегодно.
1.4. Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, уменьшены в 2021 и 2022 годах на 8,0 процента соответственно, в 2023 году средства запланированы в объеме, предусмотренном на 2022 год.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 3 основных мероприятия. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
1 563,3 |
1 201,5 |
1 186,6 |
1 187,0 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Оказание мер государственной поддержки общественным и иным некоммерческим организациям" |
1 548,7 |
1 187,1 |
1 172,4 |
1 172,4 |
"Организация статистических обследований и переписей" |
3,6 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
"Обеспечение деятельности Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации" |
11,0 |
11,1 |
10,9 |
11,3 |
Следует отметить, что субсидии федерального бюджета, предусмотренные на оказание государственной поддержки отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в 2021 году по отношению к назначениям, установленным на 2020 год, уменьшены на 361,6 млн. рублей, или на 23,3 процента.
При этом приложение о распределении бюджетных ассигнований на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в 2021 году в к Законопроекту не представлено, что нарушает установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип прозрачности бюджетной системы Российской Федерации.
1.5. Подпрограмма "Старшее поколение"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, уменьшены в 2021 году на 4,9 процента, в 2022 году на 6,5 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренном законопроектом на 2022 год, увеличены на 17,7 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 2 основных мероприятия. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
12 672,6 |
11 083,2 |
15 476,7 |
18 208,6 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Оказание мер социальной поддержки пенсионерам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" |
4 704,3 |
5 221,3 |
5 578,6 |
5 939,1 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
7 968,3 |
5 861,9 |
9 898,0 |
12 269,4 |
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено:
увеличением расходов на реализацию основного мероприятия "Оказание мер социальной поддержки пенсионерам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в связи с увеличением объема бюджетных ассигнований на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года, а также компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации;
уменьшением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в связи с изменениями сроков подготовки проектно-сметной документации и сдачи строящихся объектов в эксплуатацию.
1.6. Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан"
По данной подпрограмме бюджетные ассигнования запланированы на 2021 год в объеме 20,1 млн. рублей, на 2022 и 2023 годы - в объеме 20,2 млн. рублей ежегодно.
2. Государственная программа "Доступная среда"
Расходы федерального бюджета на 2021 - 2023 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе подпрограмм запланированы в следующих объемах:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
к проекту на 2022 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
59 378,8 |
60 284,2 |
58 894,4 |
97,7 |
60 993,7 |
59 043,0 |
96,8 |
59 938,4 |
101,5 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
1 170,3 |
1 169,5 |
467,9 |
40,0 |
1 177,5 |
474,7 |
40,3 |
476,3 |
100,3 |
Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
38 954,2 |
39 022,1 |
38 871,2 |
99,6 |
39 068,1 |
38 902,7 |
99,6 |
38 920,7 |
100,0 |
Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы" |
19 254,3 |
20 092,6 |
19 555,3 |
97,3 |
20 748,1 |
19 665,6 |
94,8 |
20 541,4 |
104,5 |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные Законопроектом на реализацию госпрограммы в целом по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 2,3 процента, в 2022 году на 3,2 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным Законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,5 процента.
2.1. Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 60,0 процента, в 2022 году на 59,7 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренными законопроектом на 2021 год, увеличены на 0,3 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 5 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по двум из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
1 170,3 |
467,9 |
474,7 |
476,3 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий в области формирования доступной среды" |
47,7 |
51,7 |
58,7 |
59,4 |
"Обеспечение информационной доступности для инвалидов" |
416,4 |
416,2 |
416 |
416,9 |
"Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
700,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Организация социологических исследований и общественно-просветительских кампаний в сфере формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения" |
5,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к местам проведения праздничных мероприятий |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 - 2022 годах на 694,9 млн рублей ежегодно в связи с завершением с 2021 года реализации ряда мероприятий по формированию доступности приоритетных объектов и услуг в рамках основного мероприятия "Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
2.2. Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 и 2022 годах уменьшены на 0,4 процента соответственно, в 2023 году запланированы в объеме, предусмотренным на 2022 год.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 6 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по 5 из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
38 954,2 |
38 871,2 |
38 902,7 |
38 920,7 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
218,8 |
216,4 |
211,7 |
219,0 |
"Предоставление государственных гарантий инвалидам" |
36 326,3 |
36 254,6 |
36 290,8 |
36 301,4 |
"Повышение квалификации специалистов в сфере реабилитации и абилитации инвалидов" |
17,1 |
18,6 |
18,6 |
18,6 |
"Оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям" |
1 838,6 |
1 827,4 |
1 827,4 |
1 827,4 |
"Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов" |
553,5 |
554,2 |
554,2 |
554,2 |
"Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Предоставление государственных гарантий инвалидам" в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в 2021 и 2022 годах в связи с уточнением численности получателей услуг, и в связи с заявительным характером предоставления субсидий стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах.
Общий объем ассигнований на финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР), запланирован: на 2021 год в сумме 35 471,5 млн. рублей; на 2022 и 2023 годы - 35 508,4 млн. рублей ежегодно.
В том числе:
трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на реализацию указанных полномочий: на 2021 год в объеме 33 298,9 млн. рублей, на 2022 год и 2023 годы - 33 339,6 млн. рублей ежегодно.
субвенции г. Москве на реализацию указанных полномочий на 2021 - 2023 годы в объеме 2 272,3 млн. рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования по основному мероприятию подпрограммы "Оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям" запланированы на период 2021 - 2023 годов в объеме 1 827,4 млн. рублей ежегодно, в том числе:
субсидии на оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов в объеме 1 536,4 млн. рублей ежегодно;
субсидии отдельным некоммерческим организациям на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов и защиту прав и интересов инвалидов в объеме 290,9 млн. рублей ежегодно.
2.3. Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, уменьшены в 2021 году на 2,7 процента, в 2022 году на 5,2 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 4,5 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 5 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по 3 из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
19 254,3 |
19 55,3 |
19 665,6 |
20 541,4 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Совершенствование организации и проведения медико-социальной экспертизы" |
17,1 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
"Повышение квалификации специалистов учреждений медико-социальной экспертизы" |
89,4 |
96,8 |
97,1 |
100,6 |
"Обеспечение деятельности учреждений медико-социальной экспертизы" |
19 147,8 |
19 448,9 |
19 558,8 |
20 431,2 |
"Организация и проведение пилотных проектов в субъектах Российской Федерации" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Обеспечение деятельности учреждений медико-социальной экспертизы" на повышение оплаты труда отдельных категорий сотрудников ФКУ Главные бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в 2021 году на 577,6 млн. рублей, в 2022 году на 1 082,0 млн. рублей.
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
Расходы федерального бюджета на 2021 - 2023 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе подпрограмм запланированы в следующих объемах:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
к проекту на 2022 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
144 995,9 |
67 816,1 |
136 025,5 |
200,6 |
68 390,3 |
92 907,5 |
135,8 |
93 713,2 |
100,9 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
140 314,2 |
63 796,9 |
131 951,1 |
206,8 |
64 312,0 |
88 823,8 |
138,1 |
89 554,3 |
100,8 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
4 613,2 |
3 950,7 |
4 012,6 |
101,6 |
4 009,9 |
4 021,9 |
100,3 |
4 097,1 |
101,9 |
Подпрограмма "Безопасный труд" |
68,5 |
68,5 |
61,8 |
90,3 |
68,5 |
61,8 |
90,3 |
61,8 |
100,0 |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные Законопроектом на реализацию госпрограммы в целом по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, увеличены в 2021 году в 2 раза, в 2022 году в 1,3 раза, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 0,9 процента.
3.1. Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, увеличены в 2021 году 2,1 раза, в 2022 году в 1,4 раза, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 0,8 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 9 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по 7 из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
140 314,2 |
131 951,1 |
88 823,8 |
89 554,3 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Реализация мероприятий активной политики занятости населения, включая мероприятия по развитию трудовой мобильности" |
4 850,1 |
578,6 |
578,6 |
578,6 |
"Мониторинг состояния рынка труда" |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
"Социальные выплаты безработным гражданам и оптимизация критериев назначения и размеров пособия по безработице" |
130 440,4 |
122 193,4 |
78 741,3 |
79 566,5 |
Федеральный проект "Цифровое государственное управление" |
423,4 |
473,3 |
235,5 |
142,2 |
Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" |
763,3 |
1 818,0 |
1 818,2 |
1 817,5 |
"Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" |
753,9 |
1 884,8 |
2 447,3 |
2 447,3 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
3 080,9 |
5 000,6 |
5 000,6 |
5 000,0 |
"Разработка нормативно-правовой и методической базы в сфере занятости населения" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено:
по основному мероприятию "Социальные выплаты безработным гражданам и оптимизация критериев назначения и размера пособия по безработице" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 67 883,5 млн. рублей, в 2022 году на 24 431,3 млн. рублей, в 2023 году на 825,2 млн. рублей в связи с увеличением численности безработных граждан;
по федеральному проекту "Цифровое государственное управление" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 270,7 млн. рублей, в 2022 году на 80,5 млн. рублей, и уменьшением бюджетных ассигнований в 2023 году на 93,3 млн. рублей на реализацию мероприятий национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в связи с приведением финансового обеспечения в соответствие с утвержденным паспортом данной национальной программы.
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных проектов: "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" и "Старшее поколение", в рамках которых осуществляются мероприятия по переобучению и повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда, переобучению и повышению квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, и профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, в 2021 - 2023 годах предусматриваются в объемах, установленных Федеральным Законом N 380-ФЗ.
3.2. Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, увеличены в 2021 году на 1,6 процента, в 2022 году на 0,3 процента, в 2023 году по сравнению с объемом, предусмотренным законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,9 процента.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено 7 основных мероприятий. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по 5 из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
4 613,2 |
4 012,6 |
4 021,9 |
4 097,1 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Создание условий для улучшения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности" |
424,0 |
428,4 |
430,0 |
436,2 |
"Развитие социального партнерства" |
632,8 |
745,5 |
752,7 |
759,9 |
"Надзор и контроль в сфере труда и занятости" |
3 446,8 |
2 762,0 |
2 771,7 |
2 830,9 |
"Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
67,5 |
66,8 |
67,4 |
70,0 |
"Федеральный проект "Информационная безопасность" |
10,0 |
9,8 |
0,0 |
0,0 |
"Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" |
32,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
"Содействие увеличению размера реальной заработной платы" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Согласно пояснительной записке к Законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Развитие социального партнерства" в связи с увеличением суммы взноса в Международную организацию труда;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 и 2022 годах по основному мероприятию "Создание условий для улучшения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности".
3.3. Подпрограмма "Безопасный труд"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы на 2021 - 2023 годы запланированы в объеме 61,8 млн. рублей ежегодно.
В соответствии с проектом паспорта госпрограммы в состав подпрограммы включено основных мероприятия. Средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы в разрезе основных мероприятий запланированы по двум из них в следующих объемах:
млн. рублей | ||||
Подпрограмма |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Всего |
4 613,2 |
4 012,6 |
4 021,9 |
4 097,1 |
в том числе по основным мероприятиям: |
|
|||
"Разработка и внедрение предупредительной модели управления охраной труда" |
39,3 |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
"Модернизация инструментов государственного управления охраной труда" |
29,2 |
26,2 |
26,2 |
26,2 |
"Стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы федерального бюджета по разделу "Социальная политика"
Расходы федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов по разделу "Социальная политика" на 2021 - 2023 годы характеризуются следующими показателями:
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2020) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону N 380-ФЗ, % |
к проекту на 2022 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
5 767 091,0 |
5 352 162,1 |
5 594 509,6 |
104,5 |
5 233 372,7 |
5 762 084,1 |
110,1 |
6 073 855,2 |
105,4 |
доля в ВВП, % |
5,1 |
4,4 |
4,8 |
|
4,1 |
4,6 |
|
4,6 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
24,3 |
25,9 |
26,0 |
|
24,5 |
27,0 |
|
27,0 |
|
в том числе: |
|
||||||||
Пенсионное обеспечение |
3 029 831,1 |
3 107 626,3 |
3 242 486,3 |
104,3 |
2 883 186,9 |
3 356 326,7 |
116,7 |
3 338 630,0 |
99,5 |
доля в ВВП, % |
2,7 |
2,6 |
2,8 |
|
2,2 |
2,7 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
12,8 |
15,0 |
15,1 |
|
13,5 |
15,7 |
|
14,8 |
|
Социальное обслуживание населения |
31 163,7 |
20 242,4 |
19 479,6 |
96,2 |
21 326,8 |
19 581,0 |
91,8 |
20 773,7 |
106,1 |
Социальное обеспечение населения |
1 212 171,2 |
1 178 302,6 |
1 301 383,8 |
108,6 |
1 248 642,3 |
1 303 029,0 |
104,4 |
1 519 668,8 |
116,6 |
Охрана семьи и детства |
1 470 354,4 |
983 145,1 |
992 018,7 |
100,9 |
1 032 762,2 |
1 040 662,3 |
100,8 |
1 149 882,7 |
110,5 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
319,1 |
325,8 |
281,5 |
86,4 |
322,4 |
273,9 |
85,0 |
282,7 |
103,2 |
Другие вопросы в области социальной политики |
23 251,5 |
42 519,9 |
38 859,7 |
91,4 |
47 132,0 |
42 211,3 |
89,6 |
44 617,2 |
105,7 |
Согласно Законопроекту расходы федерального бюджета по разделу "Социальная политика" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, увеличатся в 2021 году на 4,5 процента, в 2022 году на 10,1 процента, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными на 2022 год, увеличатся на 5,4 процента.
Ожидается, что по отношению к ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Социальная политика" будет по-прежнему снижаться, - в 2020 году оценочно составит 5,1 процента, в 2021 году - 4,8 процента, в 2022 и 2023 годах - 4,6 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Социальная политика" согласно проектировкам в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличится и составит 26,0 процента, в 2022 и 2023 годах также увеличится и составит 27,0 процента.
Согласно пояснительной записке к Законопроекту на изменение расходов по разделу "Социальная политика" (в 2021 - 2022 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом 380-ФЗ, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год) повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в связи с ростом численности получателей;
социальные выплаты безработным гражданам в связи с увеличением численности безработных граждан;
выплату социальных доплат к пенсии в связи с изменением прогнозного размера прожиточного минимума пенсионера;
ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы;
пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе в связи с увеличением численности получателей, а также увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 октября 2021 года;
выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в связи с увеличением в два раза минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора;
предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в целях доведения объема субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели до 10 000 млн рублей ежегодно, а также изменением контингента получателей иных мер социальной поддержки с учетом индексации;
выплату судьям в отставке ежемесячного пожизненного содержания и действующим судьям надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания в связи с увеличением численности получателей;
расходы, связанные с переводом сотрудников ФССП России на иной вид службы;
социальное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования;
приобретение путевок судьям в отставке в связи с увеличением численности получателей;
реализацию мероприятий национального проекта "Демография" в 2023 году;
оказание мер социальной поддержки лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" в связи с уточнением численности доноров, сдавших безвозмездно кровь и (или) ее компоненты, а также индексацией выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", на прогнозный уровень инфляции;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию мероприятий национального проекта "Демография" в 2021 - 2022 годах ;
накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих (с полным восстановлением указанных бюджетных ассигнований в 2023 - 2024 годах);
оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с уточнением численности получателей;
пособия и компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы, в связи с уточнением прогнозируемой численности получателей;
компенсацию в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с уточнением прогнозируемой численности получателей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании Законопроекта, по разделу "Социальная политика" составят в 2021 году 130 301,92 млн. рублей, в 2022 году - 136 353,2 млн. рублей и в 2023 году - 122 091,6 млн. рублей, которые планируется направить на:
предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в 2021 году в объеме 94 658,7 млн рублей, в 2022 году - 98 696,0 млн рублей, в 2023 году - 98 443,5 млн рублей;
обеспечение исполнения социальных обязательств перед гражданами, в том числе в связи с уточнением численности получателей мер социальной поддержки в 2021 году в объеме 32 800,6 млн. рублей, в 2022 году - 34 815,3 млн. рублей, в 2023 году - 20 806,2 млн рублей;
обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих в 2021 - 2023 годах в объеме 2 841,9 млн. рублей ежегодно.
Следует обратить внимание, что бюджетные ассигнования на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные по разделу в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", включенной в госпрограмму "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", по сравнению с объемами, предусмотренными Законом N 380-ФЗ, уменьшены в 2021 году на 7,5 процента, в 2022 году - на 46,1 процента, в 2023 году запланированы объеме, предусмотренном на 2022 год.
При этом, бюджетные ассигнования на обеспечение жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ), уменьшены в 2021 - 2022 годах на 10,0 процента, в 2023 году запланированы в объеме, предусмотренном на 2022 год. Объем указанных ассигнований в 2021 - 2023 годах составит: в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ, - 1 800,0 млн. рублей ежегодно, в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ, - 1 800,0 млн. рублей ежегодно.
В то же время, ожидаемая численность отдельных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и до сих пор не обеспеченных жильем, на 1 января 2021 года составит: в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ - 33 016 человек, в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ - 10 201 человек.
Комитет на протяжении последних нескольких лет постоянно обращает внимание Правительства Российской Федерации на существенное недофинансирование федеральных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и до сих пор не обеспеченных в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ и Федеральным законом N 5-ФЗ жильем.
В связи с чем комитет считает планируемое Законопроектом уменьшение расходов федерального бюджета на указанные цели, недопустимым.
Выводы и предложения
1. Законопроектом предусматривается кратное увеличение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением дополнительных пониженных тарифов страховых взносов на соответствующий вид обязательного социального страхования для отдельных категорий плательщиков, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, усиливается финансовая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда Российской Федерации, от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Комитет считает, что установление пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование для отдельных категорий плательщиков, а тем более на постоянной основе для субъектов малого и среднего предпринимательства, в среднесрочной перспективе будет негативно влиять на устойчивость системы обязательного социального страхования.
2. Величина медианной заработной платы, от соотношения с которой предусматривается установление МРОТ на 2021 год, от которого в свою очередь зависят параметры расходов федерального бюджета, согласно проекту федерального закона N 1027748-7 составляет 30 457 рублей, что не соответствует величине медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом по состоянию на апрель 2019 года - 34 335 рублей, то есть существенно занижена.
3. К Законопроекту не представлено приложение о распределении бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на 2021 год, что нарушает установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип прозрачности бюджетной системы Российской Федерации.
4. Принимая во внимание сохраняющуюся на протяжении многих лет значительную численность граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и до сих пор не обеспеченных в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ и Федеральным законом N 5-ФЗ жильем, комитет считает недопустимым предусмотренное законопроектом уменьшение на 2021 - 2023 годы бюджетных ассигнований на данные цели, и предлагает в постановлении Государственной Думы о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении рекомендовать Правительству Российской Федерации при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении увеличить бюджетные ассигнования на указанные цели на период 2021 - 2023 годов не менее, чем на 4,4 млрд. рублей ежегодно.
С учетом изложенных замечаний и предложений, комитет рекомендует проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.