Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 13 ноября 2020 г. N 5.1-01/2680
на проект федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 11 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 973160-7 "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу 13 июля 2020 года Правительством Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вносятся изменения концептуального и технического характера в части условий применения специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН).
Так, действующими нормами статьи 346.43 Налогового кодекса установлено, что ПСН применяется только в отношении видов деятельности, перечисленных в пункте 2 этой статьи. Законами субъектов Российской Федерации можно устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - классификаторы), определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрено, что ПСН применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, в отношении которых не применяется данный налоговый режим. При этом по смыслу новых положений пунктов 2 и 8 статьи 346.43 Налогового кодекса региональный законодатель вправе включать в указанный перечень любые виды деятельности, предусмотренные классификаторами с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 6 данной статьи. Ограничение касается, в частности, розничной торговли и услуг общественного питания, осуществляемых через объекты стационарной торговой сети или организации общественного питания с площадью торгового зала (зала обслуживания) более 150 квадратных метров. Действующие нормы не допускают применение ПСН, если этот показатель превышает 50 квадратных метров.
Также согласно новой редакции пункта 6 статьи 346.43 Налогового кодекса не применяется ПСН при осуществлении оптовой торговли, осуществляемой по договорам поставки, деятельности по производству подакцизных товаров, по добыче и реализации полезных ископаемых оказании кредитных и финансовых услуг, услуг по перевозке грузов и пассажиров с использованием более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В качестве специального права Федеральным законом предусмотрено, что организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о потребительской кооперации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, вправе применять УСН.
Федеральным законом предусмотрено, что сумма налога, исчисленная при применении ПСН, уменьшается на сумму уплаченных в данном налоговом периоде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Учитываются также расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплачиваемые за счет средств работодателя в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, а также платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников. Данный налоговый вычет не может уменьшать сумму налога более чем на 50 процентов.
В связи с прекращением с 1 января 2021 года действия единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), Федеральным законом предусмотрен трехмесячный переходный период для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД в четвертом квартале текущего календарного года. Такие налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, указанные в статье 3 Федерального закона, вправе будут получить на срок от одного до трех месяцев патент, сумма налога по которому исчисляется в порядке, аналогичном порядку исчисления ЕНВД (исходя из месячной базовой доходности, физических показателей и корректирующих коэффициентов, величина которых определена переходными положениями Федерального закона).
Помимо этого, налогоплательщики, применяющие УСН, вправе учесть при исчислении налога, уплачиваемого в рамках УСН, расходы на приобретение сырья и материалов, оплаченных, но не использованных в период применения ЕНВД. Налогоплательщики ЕНВД, перешедшие с 1 января 2021 года на общий режим налогообложения, будут вправе принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость по таким материальным ресурсам.
Федеральный закон согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Федеральный закон согласно его статье 5 вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, что соответствует абзацу первому пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" и "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование, федеральные налоги).
Федеральный закон в соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования и федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 26 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.