Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 17 ноября 2020 г. N 3.5-03/1783
на проект федерального закона N 973160-7 "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 11 ноября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях унификации видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (далее - ПСН) и кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2).
Закон предусматривает расширение перечня видов предпринимательской деятельности по ПСН с 64 до 80 видов, в том числе за счет разукрупнения такого вида деятельности, как "прочие услуги производственного характера", а также уточнение наименований отдельных видов предпринимательской деятельности в соответствии с ОКВЭД 2.
Законом увеличивается предельный размер площади используемых в целях ведения предпринимательской деятельности на ПСН объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы - с 50 до 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, и объектов организации общественного питания, имеющих залы обслуживания посетителей - с 50 до 150 кв. м по каждому объекту. При этом субъектам Российской Федерации предоставляется право снижать указанные предельные размеры площади торгового зала (площади зала обслуживания посетителей).
Законом также предоставляется налогоплательщикам, применяющим ПСН, право уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с ее применением, на страховые платежи (взносы) и пособия, начисленные за налоговый период. При этом налогоплательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе будут уменьшить сумму налога на сумму таких расходов не более чем на 50%.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе в него были включены нормы, предусматривающие изменение подхода к определению перечня видов предпринимательской деятельности по ПСН. Закрепленные в настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых разрешается применение ПСН, определяются в качестве возможных для ее применения. Дополнительно закрепляется перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых ПСН не применяется. Конкретный перечень видов предпринимательской деятельности по ПСН будет устанавливаться субъектами Российской Федерации самостоятельно с учетом указанных перечней и видов деятельности, предусмотренных ОКВЭД 2 и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
Законом исключается также ограничение максимального размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Согласно действующей редакцией НК РФ максимальный размер такого дохода не может превышать 1 млн рублей, причем субъекты Российской Федерации вправе его увеличивать по отдельным видам предпринимательской деятельности. По новым правилам субъекты Российской Федерации будут самостоятельно определять размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от экономических условий региона.
Законом предусматривается установление в 2021 году налогового периода по ПСН в виде календарного месяца, а не календарного года, как это установлено по общему правилу. Данная мера обусловлена необходимостью предоставления возможности субъектам Российской Федерации принять законодательные акты, регламентирующие применение ПСН с учетом новых правил, и ввести их в действие в 2021 году, так как соответствующие полномочия субъекты Российской Федерации приобретут только с момента вступления Закона в силу, то есть с 1 января 2021 года.
Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), Законом вводится переходный период до 31 марта 2021 года и определяются особенности получения плательщиками ЕНВД патента в течение данного периода и до дня вступления в силу закона соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливающего размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности в целях применения ПСН.
Законом предоставляется возможность организациям и индивидуальным предпринимателям - плательщикам ЕНВД уменьшить сумму налога по ЕНВД за последний налоговый период на сумму страховых взносов, уплаченных после 31 декабря 2020 года.
В целях применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) Законом снимается ограничение по средней численности работников за налоговый (отчетный) период для организаций потребительской кооперации, хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". В соответствии с действующей редакцией НК РФ указанное ограничение составляет 100 человек.
Законом также предусматривается возможность учета при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе расходов затрат на приобретение сырья и материалов в период применения ЕНВД, но использованных в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Предусматривается также возможность вычета при переходе на общий режим налогообложения сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику в период применения ЕНВД при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД.
Помимо этого, Законом вносятся изменения в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", уточняющие перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, вправе не применять контрольно-кассовую технику.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.