Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 27 октября 2020 г. N 148/1
на проект федерального закона N 996837-7 "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Протокол об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года подписан 9 сентября 2019 года (далее - Протокол).
Протоколом определяется порядок подачи, уплаты пошлины, рассмотрения и экспертизы заявки на получение евразийского патента на промышленный образец, а также правила распоряжения евразийским патентом на промышленный образец. Протокол предоставляет владельцам промышленных образцов возможность получать правовую охрану в подписавших его или присоединившихся к нему странах с выполнением минимума процедур и затрат.
Промышленный образец (дизайн) является одним из наиболее быстро развивающихся объектов интеллектуальной собственности, и пользуется спросом не только у крупных, но и у малых и средних предприятий. В качестве промышленного образца можно запатентовать внешний вид имеющего художественные черты изделия промышленного или ремесленно-кустарного производства, например, оригинальную форму или упаковку товара, уникальное сочетание цветов в оформлении изделия.
Созданию региональной системы охраны в области промышленной собственности способствовал успешный 25-летний опыт Евразийской патентной организации (ЕАПО) по администрированию евразийской патентной системы. Внедрение такой системы предполагает предоставление заявителям одновременной правовой охраны на промышленные образцы на территориях всех государств Евразийской патентной конвенции.
Протокол подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 6 Протокола предусмотрено, что евразийский патент на промышленный образец удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на промышленный образец и действует одновременно на территориях всех договаривающихся государств.
Кроме того, необходимость ратификации Протокола предусмотрена пунктом 2 статьи 22 Протокола.
До вступления Протокола в силу он открыт для подписания в штаб-квартире Всемирной организации интеллектуальной собственности. Протокол вступит в силу в отношении первых трех государств, ратифицировавших его или присоединившихся к нему, через три месяца после сдачи на хранение депозитарию третьим государством ратификационной грамоты либо акта о присоединении.
Участие Российской Федерации в евразийской системе правовой охраны промышленных образцов может уменьшить число заявок на выдачу патента на промышленный образец, подаваемых по национальной процедуре, что может сказаться на объемах взимаемых Роспатентом пошлин.
В то же время в соответствии со статьей 18 Протокола Российской стороне будет перечисляться часть пошлин, уплачиваемых в Евразийское патентное ведомство.
Применение положений Протокола приведет к сокращению издержек на патентование и повышению спроса на правовую охрану промышленных образцов, что положительно скажется на инвестиционном климате и обеспечит наращивание взаимной торговли стран региона.
Как отмечено в пояснительной записке к проекту федерального закона N 996837-7 "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года" (далее -законопроект), законопроект не содержит положений об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или об обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов и нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы, Счетная палата Российской Федерации и Комитет Совета Федерации по международным делам замечаний по законопроекту не имеют. Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, который является соисполнителем по законопроекту, рекомендует Государственной Думе его принять.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.