Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 2020 г. N 5.1-01/2630
на проект федерального закона N 996837-7 "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года", принятому Государственной Думой 10 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 28 июля 2020 года (N 996837-7).
Ратифицируемый Протокол был подписан в городе Нур-Султане 9 сентября 2019 года представителями правительств России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии. Названные государства являются участниками Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года (далее - Евразийская конвенция). Протокол заключается с целью расширения Евразийской патентной системы, учреждённой в соответствии с Евразийской конвенцией, путём распространения сферы её действия на охрану промышленных образцов (в настоящее время в рамках Евразийской патентной системы осуществляется охрана изобретений).
Протоколом предусматривается, что авторство, приоритет и исключительное право на промышленный образец удостоверяются евразийским патентом на промышленный образец (далее - евразийский патент), который действует одновременно на территории всех Договаривающихся государств (статья 6). Евразийская заявка на промышленный образец может подаваться заявителем непосредственно в Евразийское патентное ведомство (далее - Евразийское ведомство) или в национальное патентное ведомство, которое осуществляет его пересылку в Евразийское ведомство. Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента принимается Евразийским ведомством. На основании решения о выдаче евразийского патента Евразийское ведомство регистрирует промышленный образец в реестре евразийских патентов на промышленные образцы. Евразийский патент выдаётся заявителю Евразийским ведомством незамедлительно после публикации сведений о его выдаче в официальном бюллетене Евразийского ведомства (статьи 13, 14 и 15 Протокола).
Протоколом среди прочего устанавливаются лица, имеющие право получить евразийский патент; определяются объём правовой охраны промышленного образца и срок действия евразийского патента; регулируются вопросы определения права на промышленный образец (статьи 4, 7, 8, 9).
В статье 11 Протокола оговаривается, что судебным или иным компетентным органом Договаривающегося государства может быть принято решение о признании евразийского патента недействительным, о котором это государство должно проинформировать Евразийское ведомство. С момента вступления в силу такого решения единая правовая охрана промышленного образца прекращается. При этом евразийский патент сохраняет своё действие на территории других Договаривающихся государств.
По условиям Протокола за осуществление юридически значимых действий, совершаемых в отношении евразийской заявки на промышленный образец или евразийского патента, Евразийскому ведомству уплачиваются пошлины. Пошлина за обработку и пересылку евразийской заявки в Евразийское ведомство уплачивается и принадлежит национальному патентному ведомству (статья 18).
Особенности, касающиеся материальных и процедурных норм права в отношении промышленных образцов, раскрываются в Патентной инструкции к Евразийской конвенции (статьи 19-21).
Согласно его статье 22 Протокол вступает в силу в отношении первых трёх государств, ратифицировавших его или присоединившихся к нему, через три месяца после сдачи на хранение депозитарию (Генеральному директору ВОИС) третьим государством ратификационной грамоты или акта о присоединении.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные российским гражданским законодательством, а также поскольку содержит условие о его последующей ратификации (статья 22).
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 25 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.