Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 16 ноября 2020 г. N 3.4-05/1492
по проекту федерального закона N 996837-7 "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своём заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года" (далее - Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 10 ноября 2020 года.
Закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Протокол об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года (далее - Протокол) был подписан в городе Hyp-Султане 9 сентября 2019 года представителями правительств Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики с целью формирования евразийской системы правовой охраны промышленных образцов.
К настоящему времени Протокол ратифицирован в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Кыргызской Республике, в остальных государствах-участниках проводятся необходимые внутригосударственные процедуры.
Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 года (далее - Евразийская конвенция), принятой на заседании Совета глав правительств СНГ, была учреждена Евразийская патентная организация и Евразийское патентное ведомство. В настоящее время организация выдает евразийский патент на изобретение, который может действовать в странах-участницах как национальный патент соответствующего государства.
Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (далее - Парижская конвенция) страны Союза по охране промышленной собственности оставляют за собой право заключать отдельно между собой специальные соглашения по охране промышленной собственности, если эти соглашения не противоречат положениям Парижской конвенции. Настоящий Протокол является таким специальным соглашением и заключен с целью расширения Евразийской патентной системы путём распространения сферы её действия на охрану промышленных образцов (в настоящее время в рамках Евразийской патентной системы осуществляется только охрана изобретений).
В качестве промышленных образцов охраняются решения внешнего вида изделий. В стремительно меняющемся современном мире промышленный образец (дизайн) является одним из наиболее быстро развивающихся объектов интеллектуальной собственности.
Согласно Протоколу не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца следующим решениям:
- противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали хотя бы в одном из Договаривающихся государств;
- включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы (в том числе государственные символы и знаки), сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций без согласия соответствующих компетентных органов государств, организаций, интересы которых затрагиваются такими решениями;
- включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные наименования или изображения объектов культурного (в том числе этнического и религиозного) наследия, их узнаваемые части без согласия соответствующих компетентных органов Договаривающихся государств, интересы которых затрагиваются такими решениями.
В соответствии с Протоколом Евразийская патентная организация наделяется полномочиями по приёму и рассмотрению заявок на выдачу евразийского патента на промышленный образец (далее - евразийский патент). Протоколом предусматривается, что авторство, приоритет и исключительное право на промышленный образец удостоверяются евразийским патентом, который действует одновременно на территории всех Договаривающихся государств.
Протоколом определяется порядок подачи, рассмотрения и экспертизы заявки на получение евразийского патента, уплаты пошлины, а также регулируются вопросы определения права на промышленный образец, распоряжения исключительным правом и перехода исключительного права на промышленный образец.
Срок действия евразийского патента составляет пять лет с даты подачи заявки на выдачу евразийского патента. Срок действия евразийского патента может продлеваться по ходатайству владельца евразийского патента в отношении территории всех Договаривающихся государств, на которых патент действует, каждый раз на пять лет. При этом общий срок действия евразийского патента не должен превышать двадцати пяти лет с даты подачи заявки на выдачу евразийского патента. Срок действия евразийского патента продлевается при условии уплаты Евразийскому ведомству соответствующей пошлины.
В соответствии с Протоколом евразийская заявка на промышленный образец может подаваться заявителем непосредственно в Евразийское патентное ведомство (далее - Евразийское ведомство), являющееся органом Евразийской патентной организации, или в национальное патентное ведомство, которое осуществляет его пересылку в Евразийское ведомство. Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента принимается Евразийским ведомством. На основании решения о выдаче евразийского патента Евразийское ведомство регистрирует промышленный образец в реестре евразийских патентов на промышленные образцы. Евразийский патент выдаётся заявителю Евразийским ведомством незамедлительно после публикации сведений о его выдаче в официальном бюллетене Евразийского ведомства.
Протоколом оговаривается, что судебным или иным компетентным органом Договаривающегося государства может быть принято решение о признании евразийского патента недействительным, о котором это государство должно проинформировать Евразийское ведомство. С момента вступления в силу такого решения единая правовая охрана промышленного образца прекращается. При этом евразийский патент сохраняет своё действие на территории других Договаривающихся государств.
По условиям Протокола за осуществление юридически значимых действий, совершаемых в отношении евразийской заявки на промышленный образец или евразийского патента, Евразийскому ведомству уплачиваются пошлины, принадлежащие Евразийской патентной организации. Пошлина за обработку и пересылку евразийской заявки в Евразийское ведомство уплачивается и принадлежит национальному патентному ведомству.
Членство в Протоколе открыто для любого государства - члена ООН, связанного Евразийской конвенцией, а также Парижской конвенцией. Чтобы стать участником Протокола, государство должно либо подписать Протокол и сдать депозитарию на хранение ратификационную грамоту, либо сдать депозитарию (Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности) на хранение акт о присоединении.
Протокол вступает в силу в отношении первых трёх государств, ратифицировавших его или присоединившихся к нему, через три месяца после сдачи на хранение депозитарию третьим государством одного из вышеупомянутых документов. В отношении любого другого государства настоящий Протокол вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение своей ратификационной грамоты либо сдачи на хранение акта о присоединении. При этом евразийский патент на промышленный образец действует на территории такого государства, если соответствующая евразийская заявка на промышленный образец была подана после вступления в силу настоящего Протокола в отношении этого государства.
Согласно финансово-экономическому обоснованию Правительства Российской Федерации реализация Протокола не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Участие Российской Федерации в евразийской системе правовой охраны промышленных образцов приведёт к уменьшению числа заявок на выдачу патента по национальной процедуре, что скажется на объёме взимаемых Роспатентом пошлин. В то же время в соответствии со статьей 18 Протокола Российской стороне будет перечисляться часть пошлин, уплачиваемых в Евразийское патентное ведомство. При этом применение положений Протокола приведёт к сокращению издержек на патентование и повышению спроса на правовую охрану промышленных образцов, а в дальнейшем положительно повлияет на инвестиционный климат и наращивание взаимной торговли стран-участниц.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также предусматривает условие о его последующей ратификации.
Протокол не противоречит Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и другим международным обязательствам Российской Федерации.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить данный Закон.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.