Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 12 ноября 2020 г. N 5.1-01/2648
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период",
принятому Государственной Думой 11 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1022669-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 сентября 2020 года.
Целью принятия Федерального закона является получение дополнительных доходов от уплаты налога на доходы физических лиц. Согласно финансово-экономическому обоснованию к соответствующему законопроекту, данные суммы подлежат зачислению в федеральный бюджет и во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 июля 2020 года N Пр-1081 будут направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.
Федеральным законом устанавливается новая налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, - 650 тысяч рублей и 15 процентов суммы доходов, превышающей 5 миллионов рублей.
При этом для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также в отношении подлежащих налогообложению доходов, полученных в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, сохраняется налоговая ставка в размере 13 процентов, даже если указанные доходы превышают 5 миллионов рублей за налоговый период. Федеральным законом также уточняется порядок определения совокупности налоговых баз, в отношении которых применяются налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц. Данная совокупность, согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона, включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации отдельно: налоговая база по доходам от долевого участия; налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей; налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами; налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги; налоговая база по операциям займа ценными бумагами; налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества; налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете; налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании; налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и составляющая 13 процентов либо 650 тысяч рублей и 15 процентов суммы доходов, превышающей 5 миллионов рублей.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Предусмотренный статьей 2 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленному абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального налога. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 26 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.