Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 13 ноября 2020 г. N 5.1-01/2681
по Федеральному закону "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 11 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1022670-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации" внесен в Государственную Думу 17 сентября 2020 года Правительством Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом вносятся в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменения, направленные на совершенствование процедур налогового администрирования и уточнение отдельных положений Налогового кодекса, затрагивающих вопросы обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизами, налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налогом на прибыль организаций (далее - налог на прибыль), государственной пошлиной, налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), земельным налогом, налогом на имущество физических лиц и страховыми взносами. Федеральным законом также вносятся изменения, направленные на гармонизацию и согласование норм Налогового кодекса с недавно принятыми нормами иных отраслевых законов.
Так, в связи с включением в Бюджетный кодекс Российской Федерации новых положений о казначейском счете, едином счете бюджета, едином казначейском счете, Федеральным законом в целях налогообложения уточняется понятие "счет Федерального казначейства", под которым следует понимать казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений.
В связи с введением в систему местного самоуправления нового вида муниципального образования - муниципального округа и включением в бюджетную систему Российской Федерации нового вида местного бюджета - бюджета муниципального округа (Федеральный закон от 1 октября 2020 года N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году") Федеральным законом в пункте 4 статьи 12 Налогового кодекса определены полномочия представительных органов муниципальных округов по установлению и введению местных налогов и сборов.
Федеральным законом вводится единый порядок удостоверения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика, который в соответствии с новыми правилами будет действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной по правилам гражданского законодательства или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя. В настоящее время представитель организации в отношениях с налоговыми органами может действовать на основании доверенности, составленной в простой письменной форме за подписью руководителя организации или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Федеральным законом уточняются обстоятельства, при наличии которых налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, в частности, когда она подписана неуполномоченным лицом, а также особенности проведения камеральной налоговой проверки, проводимой на основе такой налоговой декларации. В отношении налоговой декларации по НДС Федеральным законом вводится такой критерий достоверности как перечень контрольных соотношений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов. При обнаружении несоответствий в контрольных соотношениях налоговая декларация по НДС будет считаться непредставленной.
Федеральным законом предусмотрена возможность погашения недоимки по региональным и местным налогам за счет сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных федеральных налогов (НДС и акцизов). Действующий порядок возврата указанных сумм налога допускает погашение налоговым органом за счет таких денежных средств только недоимки по федеральным налогам.
Федеральным законом уточняется ряд налоговых льгот по НДФЛ, в частности, освобождаются от налогообложения доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, стационарных организаций социального обслуживания, выполняющих свои обязанности в изолированном режиме в период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.
Федеральным законом устанавливается государственная пошлина за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), за внесение сведений о юридическом лице в реестр операторов финансовых платформ, за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования. Не будет взиматься государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав, а также за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие чрезвычайной ситуации.
Федеральным законом освобождены от страховых взносов суммы, выплачиваемые на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов (новый подпункт 16 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса).
Уточнен и более подробно изложен порядок применения нулевой ставки налога на прибыль, применяемой к доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, а также иностранных организаций.
Статьей 6 Федерального закона на период до 31 декабря 2021 года продлевается действие нулевой ставки по НДС при оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона его положения вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлен иной порядок вступления в силу. Отдельные нормы Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, часть положений с 1 января 2021 года и с 1 июля 2021 года, большая часть изменений в часть вторую Налогового кодекса вступает в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом указанной статьей 9 установлены правила применения отдельных положений Налогового кодекса (в редакции Федерального закона) и Федерального закона.
Федеральный закон в целом согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации, однако отдельные положения Федерального закона в части правил вступления в силу его положений не соответствуют нормам статьи 5 Налогового кодекса.
Так, отмечаем, что части 3 и 4 статьи 9 Федерального закона не содержат оговорки о вступлении указанных в этих частях положений не ранее даты официального опубликования Федерального закона, что не соответствует положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Часть 11 статьи 9 Федерального закона, согласно которой предусмотренное подпунктом "а" пункта 40 статьи 2 Федерального закона изменение правил определения количества добытого полезного ископаемого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, не соответствует положениям пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса, так как придает обратную силу норме, ухудшающей положение налогоплательщика. Согласно действующей норме подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Налогового кодекса измерение количества скважинной жидкости при добыче нефти осуществляется не реже четырех раз в месяц. Новый порядок предусматривает, что при добыче нефти периодичность производимых прямых измерений скважинной жидкости и определения ее физико-химических свойств осуществляется в зависимости от времени работы скважины, но не реже одного раза в налоговом периоде. Данная норма соответствует сложившейся судебной практике, но при этом налогоплательщик лишается права на возврат (зачет) излишне уплаченного налога, так как согласно части 11 статьи 9 Федерального закона в случае подачи уточненной налоговой декларации во исполнение новой редакции подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона), в которой отражено уменьшение подлежащей уплате суммы налога, возврат (зачет) излишне уплаченного налога не производится, если на дату вступления в силу Федерального закона не принято решение о возврате (зачете) такой суммы налога. В связи с этим обращаем внимание на то, что норма части 11 статьи 9 сформулирована некорректно, так как уточненная налоговая декларация во исполнение указанной нормы может быть представлена только после вступления в силу Федерального закона, а значит решение о возврате (зачете) указанной суммы налога не может быть принято ранее этой даты.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктами "ж" и "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование, федеральные налоги), отношения, отнесенные пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации).
Федеральный закон в соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования и федеральных налогов. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 26 ноября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации П.В. Степанову.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.