Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", и отмечает.
Законопроектом предлагается пересмотреть механизм расчета величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (далее -МРОТ). Так, предлагается перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода (далее - медианный доход) за предшествующий год. Минимальный размер оплаты труда - с учетом медианной заработной платы. Одновременно законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.
Комитет отмечает, что преимуществом такого подхода расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда является увеличение медианного дохода и заработной платы, а значит и прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда по мере того, как растут доходы населения страны. Данный рост не будет зависеть от низкой инфляции, которая замедляет рост стоимости потребительской корзины. Кроме того, стоимость потребительской корзины могла уменьшаться в течение года из-за сезонного изменения цен, а значит уменьшался и прожиточный минимум.
Комитет отмечает, что минимальный размер оплаты труда в 2021 году составит 42% медианной заработной платы (12 792 рубля) и по сравнению с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) рост составит 5,5%. Согласно материалам законопроекта, такое увеличение минимального размера оплаты труда затронет 3,9 млн. человек (по оценкам).
При определении величины соотношения прожиточного минимума и медианного дохода предлагается темп роста прожиточного минимума на 2021 год заложить не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного дохода с 2021 года предлагается установить в размере 44,2%, что составит 11 653 рубля в абсолютном выражении. По сравнению с прогнозируемой величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации за 2020 год рост составит 3,7%, что соответствует росту индекса потребительских цен за 2021 год по базовому сценарию прогноза Минэкономразвития России.
Динамика изменения медианного дохода и медианной заработной платы в предыдущие годы показывает их ежегодное увеличение. В предлагаемой законопроектом модели величина прожиточного минимума и минимальный размер оплаты труда будут ежегодно увеличиваться на темп роста медианного дохода и медианной заработной платы. Необходимо отметить, что расчет минимального размера оплаты труда исходя из медианной заработной платы позволяет обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда за счет в среднем более высокого ежегодного темпа роста заработной платы над доходом. С 2014 года по 2019 год медианная заработная плата выросла на 60,7%, медианный доход - на 38,5%. Одновременно будет неукоснительно выполняться конституционная гарантия - при новом подходе минимальный размер оплаты труда будет превышать величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Комитет отмечает, что с целью гибкого реагирования на изменения социально-экономической ситуации предусматривается пересмотр соотношения прожиточного минимума с медианным доходом и минимального размера оплаты труда с медианной заработной платой не реже 1 раз в 5 лет. Это даст возможность при росте экономики и доходов граждан увеличивать указанное соотношение.
Также предусмотрена дополнительная "защитная" норма на период действия соотношения прожиточного минимума с медианным доходом в размере 44,2% - прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года, даже в случае снижения доходов граждан.
Величину прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по Российской Федерации предлагается устанавливать с учетом прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, прожиточного минимума пенсионеров - 86%, прожиточного минимума детей - 97%.
Согласно законопроекту в субъектах Российской Федерации прожиточный минимум на душу населения будет устанавливаться исходя из прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Коэффициенты соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предлагается утверждать актом Правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящий момент в 61 субъекте Российской Федерации установленный прожиточный минимум ниже размера прожиточного минимума, установленного на федеральном уровне. В связи с этим на 2021 - 2025 годы законопроектом предлагается установить переходный период поэтапного доведения в субъектах Российской Федерации величин прожиточного минимума на душу населения до величин, рассчитанных на основе коэффициентов соотношения, в целях более равномерного распределения бюджетной нагрузки на субъекты Российской Федерации. При этом на 2021 год величину прожиточного минимума в регионе предлагается установить не ниже указанной величины за 2 квартал 2020 года. Достижение расчетного уровня прожиточного минимума во всех регионах к окончанию переходного периода обеспечит равномерное и социально-справедливое установление прожиточных минимумов на региональном уровне.
Принятие и реализация законопроекта потребует в 2021 - 2023 годах дополнительных финансовых затрат в объеме 128,5 млрд. рублей, 134,8 млрд. рублей и 217,2 млрд. рублей соответственно (в том числе федерального бюджета - 48,2 млрд. рублей, 13,4 млрд. рублей, 60,1 млрд. рублей соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,4 млрд. рублей, 32,8 млрд. рублей и 49,6 млрд. рублей соответственно, внебюджетного сектора - 56,9 млрд. рублей, 88,6 млрд. рублей и 107,5 млрд. рублей соответственно).
Комитет отмечает, что в проекте федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" учтены дополнительные расходы федерального бюджета в 2021 - 2023 годах.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.