Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается новая методология расчета величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год, основанная на процентном соотношении данной величины с величиной медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год. При этом определено, что в течении срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на текущий год.
Законопроектом предлагается закрепить определение понятия "медианный среднедушевой доход" как величина денежного дохода, для которого половина населения имеет значение среднедушевых доходов ниже данной величины, а другая половина - выше данной величины.
С 1 января 2021 года указанное выше соотношение устанавливается в размере 44,2%. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, данное соотношение в абсолютном выражении составит 11 653 рубля. Эта величина превышает на 3,7% прогнозируемую величину прожиточного минимума на душу населения за 2020 год.
Величина прожиточного минимума на душу населения будет устанавливаться ежегодно.
Размер соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации с величиной медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации предлагается пересматривать не реже 1 раза в 5 лет исходя из складывающихся условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (дети, трудоспособное население, пенсионеры) предлагается устанавливать в соотношении с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Для трудоспособного населения это соотношение составляет 109%, для пенсионеров - 86%, для детей - 97%.
Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации будет устанавливаться на очередной год субъектом Российской Федерации в соответствии с коэффициентом соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пояснительная записка к законопроекту не содержит информации о критериях, по которым будут устанавливаться указанные коэффициенты.
Законопроектом на 2021 - 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения в субъектах Российской Федерации величин прожиточного минимума на душу населения, установленных на 2021 год, до величин, рассчитанных на основе вышеназванных коэффициентов. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения устанавливается субъектом Российской Федерации не ниже величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на 2 квартал 2020 года, увеличенной на целевой индекс роста потребительских цен на 2021 год.
Законопроектом также предлагается изменить механизм расчета минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ). Предусматривается установление МРОТ на очередной год в соотношении с медианной заработной платой за предыдущий год. Указанное соотношение в 2021 году составит 42%.
Соотношение МРОТ с медианной заработной платой будет пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет исходя их складывающихся условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Законопроект содержит условие, что МРОТ устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год.
С учетом нового механизма МРОТ предусматривается установить с 1 января 2021 года в размере 12 792 рубля в месяц. По сравнению с МРОТ на 2020 год (12 130 руб.) рост составит 5,5%.
В связи с изменением механизма расчета прожиточного минимума и МРОТ, необходимо отметить, что обоснования проектируемых процентных соотношений величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации с величиной медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации, а также проектируемого процентного соотношения МРОТ с медианной заработной платой в материалах к законопроекту не содержится.
Законопроектом устанавливается, что порядок исчисления медианной заработной платы, также как и порядок исчисления медианного среднедушевого дохода будет определяться органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в соответствии с официальными расчетами Росстата, произведенными на апрель 2019 года, величина медианной заработной платы составила 34 335 рублей. В то же время, величина медианной заработной платы, от соотношения с которой предусматривается установление МРОТ на 2021 год, - составляет 30 457 рублей. В материалах к законопроекту нет обоснований по поводу принимаемого для расчета МРОТ размера медианной заработной платы.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует в 2021 году дополнительных финансовых затрат в объеме 128,5 млрд. рублей (в т.ч. федерального бюджета - 48,2 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации - 23,4 млрд. руб., внебюджетного сектора - 56,9 млрд. руб.).
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что законопроектом не приводятся критерии, которыми должен руководствоваться уполномоченный федеральный орган исполнительной власти при исчислении медианного среднедушевого дохода, что создает для него широкие пределы усмотрения. Таким образом, данная норма не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию данного законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по проекту федерального закона не имеет.
На законопроект поступили отзывы из 10 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 8 - поддерживают, 2 - замечаний не имеют. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 26 отзывов: 18 - поддерживают, 5 - замечаний не имеют, 3 - не поддерживают.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.