Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1058353-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части уточнения способов заключения, внесения изменений, прекращения договоров об оказании услуг связи и мониторинга сведений об абонентах подвижной радиотелефонной связи", внесенному депутатом Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "О связи", направленные на конкретизацию порядка заключения, изменения и прекращения договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем установления дополнительных требований к такому порядку в целях достоверной идентификации абонента - физического лица и пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо абонента - индивидуального предпринимателя.
Кроме того, предоставляется право физическому лицу, зарегистрированному в единой системе идентификации и аутентификации, являющемуся пользователем услуг подвижной радиотелефонной связи, внести в указанную единую систему сведения об идентификаторе пользовательского оборудования, который используется в принадлежащем такому физическому лицу "на законных основаниях" пользовательском оборудовании при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, а также право исключить из названной системы неактуальный идентификатор пользовательского оборудования. В связи с этим в указанный Федеральный закон вводится понятие "идентификатор пользовательского оборудования".
Концептуальных замечаний по законопроекту не имеется, вместе с тем отдельные его положения нуждаются в уточнении.
Так, законопроектом устанавливается, что заключение, изменение и прекращение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" возможны, в том числе с использованием простой электронной подписи при условии идентификации физического лица при помощи информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно названной норме идентификация гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий осуществляется без его личного присутствия путем предоставления государственным органам и организациям информации из единой биометрической системы.
В то же время исходя из содержания пункта 6 статьи 44 Федерального закона "О связи", в том числе в проектируемой редакции, операторы связи при проверке достоверности сведений об абоненте - физическом лице, о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо абонента - индивидуального предпринимателя не наделены правом на использование единой биометрической системы.
Также не ясно, потребуется ли физическому лицу при реализации права на внесение в единую систему идентификации и аутентификации сведений об идентификаторе пользовательского оборудования, а также права на исключение из этой системы указанных сведений, подтверждать законную принадлежность данному лицу используемого пользовательского оборудования, и каким образом ему необходимо будет это сделать.
Кроме того, нуждаются в уточнении используемые в законопроекте ссылки, содержащиеся в абзацах 8 и 12 проектируемого пункта 1 статьи 44 и в проектируемом пункте 8 статьи 45 Федерального закона "О связи".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.