Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2020 г. N 5.1-01/2738
на проект федерального закона N 1024070-7 "О ратификации Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза", принятому Государственной Думой 17 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 21 сентября 2020 года (N 1024070-7).
Ратифицируемое Соглашение, подписанное в городе Санкт-Петербурге 19 декабря 2019 года, входит в право ЕАЭС и было заключено на основании положений раздела XVII Договора о ЕАЭС, которыми предусматривается, что государства-члены ЕАЭС (далее - государства-члены) определяют формы и порядок осуществления гармонизации ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам (статья 71 Договора о ЕАЭС). Соглашением устанавливаются принципы и порядок гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию (далее - ставки акцизов), в том числе определяется порядок гармонизации ставок акцизов на сигареты.
Статьёй 2 Соглашения предусмотрено, что к принципам гармонизации ставок акцизов относятся: учёт различий в размерах ВВП на душу населения; выравнивание темпов роста ставок акцизов в государствах-членах; учёт планов социально-экономического развития государств-членов; право государства-члена самостоятельно определять виды применяемых ставок акцизов.
Согласно статье 3 Соглашения гармонизация ставок акцизов осуществляется путём установления: единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию (далее - индикативная ставка); 5-летнего периода достижения уровня индикативной ставки; диапазонов отклонения фактических ставок акцизов от индикативной ставки. Определено, что индикативная ставка и названные диапазоны отклонения утверждаются каждые 5 лет начиная с 2024 года, при этом фактические ставки акцизов устанавливаются законодательством государств-членов. Государства-члены также согласились, что на сигареты в 2024 году будет применяться индикативная ставка в национальной валюте в размере, эквивалентном 35 евро за 1000 штук. Фактические ставки акцизов могут отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20% в меньшую или большую сторону (статья 4).
Соглашением установлены полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в сфере гармонизации ставок акцизов (статьи 3 и 5): утверждение Советом ЕЭК размера индикативной ставки и диапазонов отклонения; содействие государствам-членам в проведении консультаций по вопросам налоговой политики; анализ и направление государствам-членам информации о планируемых к установлению в соответствии с законодательством государств-членов ставках акцизов на очередной календарный (бюджетный) год, а также в средне - и долгосрочной перспективе.
В статье 6 Соглашения содержится положение о налоговом суверенитете государств-членов, согласно которому ничто в Соглашении не должно толковаться как требование к государству-члену устанавливать ставки акцизов, которое противоречит интересам его безопасности, или как препятствие для осуществления действий, которые необходимы для зашиты безопасности.
Соглашение (статья 9) вступает в силу с даты получения депозитарием (ЕЭК) последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
В пункте 1 статьи 3 Соглашения термин "единая индикативная ставка акцизов на табачную продукцию" для краткости заменяется термином "индикативная ставка", в связи с чем в пункте 4 статьи 3 в формулировке "размер индикативной ставки акцизов на табачную продукцию" слова "на табачную продукцию" являются излишними.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части положений, регулирующих порядок гармонизации ставок акцизов в ЕАЭС, содержит иные правила, чем предусмотренные российским налоговым законодательством.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 3 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.АЖивулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.