Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1057336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный депутатами Государственной Думы О.В. Савастьяновой, А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 23 ноября 2020 года, протокол N 293) рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы О.В. Савастьяновой, А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским и другими проект федерального закона N 1057336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отмечает следующее.
Изменениями в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проектом федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации наделяются правом обращения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с представлением о пресечении распространения в сети "Интернет" агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, при проведении соответствующих выборов.
Корреспондирующими изменениями Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополняется законопроектом новой статьей 15.1-2, определяющей порядок ограничения доступа к агитационным материалам, изготовленным и (или) распространяемым с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
В связи с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий, роста числа нарушений избирательного законодательства с использованием сети "Интернет", положения законопроекта являются своевременными, актуальными и необходимыми, в том числе в части обеспечения государством гарантий избирательных прав граждан.
Обращаем внимание, что согласно подходу, заложенному в действующих статьях Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", определяющих порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (статья 15.1-1), а также порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона (статья 15.3) и с учетом внесудебного характера ограничения доступа к информационным ресурсам в сети "Интернет", уровень принятия решения о таком ограничении доступа возложен на Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, но не на прокуроров субъектов Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым рассмотреть вопрос о наделении правом обращения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по вопросу ограничения доступа к агитационным материалам в сети "Интернет" только Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Полагаем также необходимым исключить из законопроекта термин "временное ограничение доступа" как избыточный, поскольку исходя из концепции правовых механизмов ограничения доступа к информационным ресурсам в сети "Интернет", заложенных в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", любые ограничения доступа являются временными, а именно вплоть до удаления владельцем информационного ресурса противоправной или иной информации.
Высказанные предложения могут быть учтены при доработке проекта федерального закона ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 1057336-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.