Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1060950-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента",
внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских и другими, а также сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, О.В. Мельниченко
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен совместно с законопроектом N 1057914-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", которым устанавливается ряд новых обязанностей некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных объединений и физических лиц, касающихся получения ими иностранного финансирования и участия в политической деятельности на территории Российской Федерации, а также уточняется порядок освещения в СМИ информации об их деятельности.
В связи с этим рассматриваемый проект федерального закона направлен на установление и уточнение административной ответственности, связанной с выполнением функций иностранного агента некоммерческой организацией, общественным объединением или физическим лицом, в том числе:
- распространение информации об указанных субъектах без указания на их статус иностранного агента,
- непредставление или несвоевременное представление указанными субъектами сведений, представление которых предусмотрено законом в связи с их статусом иностранного агента,
- производство или распространение ими материалов без указания на статус иностранного агента.
Также предлагается скорректировать санкцию за грубое нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, предусмотрев административный штраф только для юридических лиц, сохранив его в действующем размере пяти миллионов рублей.
Рассмотрение указанных категорий дел об административных правонарушениях предлагается отнести к исключительной компетенции судей, а полномочиями по составлению протоколов наделить должностных лиц: органов внутренних дел; органов, осуществляющих контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций; органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Позиция авторов законопроекта представляется обоснованной, и концепция законодательной инициативы поддерживается Комитетом. Одновременно необходимо отметить следующие моменты.
При установлении ответственности за производство и (или) распространение материалов, как незарегистрированным общественным объединением, так и некоммерческой организацией, выполняющими функции иностранного агента, необходимо обеспечить единообразие диспозиций административных норм, в том числе, в части указания на распространение таких материалов через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет".
При установлении ответственности за неисполнение физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, обязанности по указанию этого статуса в предусмотренных российским законодательством случаях следует оценить необходимость конкретизации в диспозиции таких случаев, в частности производство и распространение материалов или информации через СМИ и (или) с использованием в сети "Интернет".
Обращает на себя внимание диспропорция санкций частей 1 и 2 проектной статьи 19.7.5-4, устанавливающей административную ответственность за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, по сравнению с санкциями за аналогичные правонарушения, совершенные незарегистрированными общественными объединениями и некоммерческими организациями.
В связи с оговоркой об отсутствии в действиях лица уголовно наказуемого деяния в части 1 указанной проектной статьи необходимо обратить внимание на необходимость согласованности с соответствующими планируемыми изменениями в Уголовный кодекс Российской Федерации, так как в настоящее время российским уголовным законодательством ответственность за аналогичное деяние не предусмотрена.
Высказанные вопросы не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Согласно официальному отзыву Правительства Российской Федерации законопроект поддерживается.
Учитывая изложенное, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1060950-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за нарушение порядка деятельности лиц, выполняющих функции иностранного агента" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.