Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1025233-7 "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области", внесенному Московской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1025233-7 "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области", внесенный Московской областной Думой, и сообщает следующее.
Проект федерального закона предусматривает упразднение Лотошинского и Шаховского районных судов с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащего Волоколамского городского суда Московской области.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту штатная численность действующего в настоящее время на территории Московской области Лотошинского районного суда составляет три единицы, из которых одна должность судьи вакантна. В связи с малым составом суда затруднительно выполнить требования норм процессуального законодательства, в частности о рассмотрении уголовных дел коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, о последствиях отвода судьи, о направлении вышестоящей судебной инстанцией дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Юрисдикция Лотошинского районного суда Московской области распространяется на территорию поселка городского типа Лотошино с административной территорией, в котором на 1 января 2020 года проживало 16084 человека. В Лотошинском районном суде количество рассмотренных судебных дел в 2019 году составило - 78 уголовных дел, 295 гражданских и административных дел, 37 дел об административных правонарушениях.
В свою очередь, юрисдикция Шаховского районного суда Московской области распространяется на территорию поселка городского типа областного подчинения Шаховская с административной территорией, в котором на 1 января 2020 года проживало 25586 человек. Штатная численность Шаховского районного суда составляет четыре укомплектованные единицы, но при этом трое судей участвуют в процедуре назначения на должности судей Московского областного суда.
В 2019 году в Шаховском районном суде количество рассмотренных судебных дел составило - 71 уголовное дело, 410 гражданских и административных дел, 85 дел об административных правонарушениях.
При этом, учитывая, что вышеуказанные данные по количеству рассмотренных судебных дел и служебной нагрузки на судей в Лотошинском и Шаховском судебных районах Московской области свидетельствует о стабильных показателях в течение последних нескольких лет. Нагрузка на единицу судьи в этих судах более чем в два раза меньше средней нагрузки судей по Московской области.
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное, предлагается упразднить Лотошинский и Шаховской районные суды Московской области, передав относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию Волоколамского городского суда Московской области.
В случае принятия законопроекта, упразднение Лотошинского и Шаховского районных судов с передачей относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Волоколамского городского суда Московской области позволит равномерно распределить нагрузку на судей последнего, что в конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения дел и повышению качества их рассмотрения.
Помимо указанного, при разработке данного законопроекта были приняты во внимание и учитывались численность населения административных образований, входящих в создаваемый судебный район, количество судей, нагрузка на них, развитость транспортной инфраструктуры, размещение иных органов власти, их территориальных подразделений, в том числе прокуратуры, следствия, судебных приставов, участков мировых судей.
Штатная численность судей и сотрудников аппаратов из упраздненных судов будет перераспределена в городские (районные) суды Московской области с высокой служебной нагрузкой.
Комитет отмечает, что принятие законопроекта будет способствовать соблюдению статьи 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Создание более крупного по своему составу суда общей юрисдикции позволит ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел, введение которой является одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия.
Предлагаемые к объединению суды общей юрисдикции находятся в соседних (смежных) районах Московской области.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, в составе Волоколамского городского суда Московской области законопроектом предусматривается образование постоянных судебных присутствий Волоколамского городского суда Московской области в рабочем поселке Лотошино Московской области и в рабочем поселке Шаховская Московской области.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет за собой ограничение доступности правосудия для граждан.
При подготовке законопроекта ко второму чтению следует учесть практику юридико-технического оформления, сложившегося при принятии аналогичных норм в отношении реорганизуемых судов и отдельно создаваемых в них судебных присутствий.
Учитывая вышеизложенное, Комитет полагает целесообразным поддержать представленную законодательную инициативу, поскольку ее принятие позволит совершенствовать судебную и организационную деятельность судов общей юрисдикции Московской области, обеспечить необходимый уровень доступности осуществления правосудия в вышеуказанных населенных пунктах, что будет способствовать более эффективному отправлению правосудия в данном субъекте Российской Федерации в целом.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона "Об упразднении Лотошинского и Шаховского районных судов Московской области и образовании постоянных судебных присутствий в составе Волоколамского городского суда Московской области ", внесенный Московской областной Думой, принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.