Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1026242-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 36 и 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части сокращения сроков прохождения процедур в сферах строительства" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1026242-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 36 и 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части сокращения сроков прохождения процедур в сферах строительства" (далее - проект федерального закона), внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение в части ведения вопросов Комитета по культуре.
Согласно пояснительной записке, в результате проведенного анализа реализации законодательства о градостроительной деятельности были выявлены процедуры, которые занимают большую часть времени при осуществлении действий, необходимых для осуществления строительства, что приводит к затягиванию сроков строительства объектов.
Поэтому законопроектом предлагается, в том числе сокращение сроков согласования с органами охраны объектов культурного наследия проектов правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, а также обеспечение проведения процедур, связанных со строительством, в электронном виде, что позволит, согласно пояснительной записке, комплексно оптимизировать указанные процедуры и благоприятно повлиять на инвестиционный климат страны.
Для этого проектом федерального закона предлагаются изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также в статьи 36 и 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Пункт 4 статьи 36 Федерального закона направлен на защиту объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, обнаруженного в ходе проведения хозяйственных работ, и предусматривает обязанность заказчика таких работ, технического заказчика (застройщика) объекта капитального строительства, лица, проводящего указанные работы, незамедлительно приостановить хозяйственные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть в качестве дополнительного способа информирования органа охраны объектов культурного наследия об обнаруженном объекте культурного наследия направление в указанный орган заявления о таком объекте в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Комитет по культуре считает, что введение электронной формы заявления о выявлении объекта культурного наследия будет способствовать оперативности решения вопроса о включении объекта в реестр в целях обеспечения его сохранности.
При этом следует отметить, что цели максимального ускорения решения данного вопроса будет способствовать предоставление возможности лицу, обнаружившему объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, направить заявление об этом в форме электронного документа, подписанного простой квалифицированной подписью, учитывая отсутствие в таком заявлении сведений, относящихся к категории сведений ограниченного доступа.
Пункт 4 статьи 60 Федерального закона предусматривает обязательность согласования проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения, соответственно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в настоящее время - Министерство культуры Российской Федерации), региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Пунктами 5 и 6 указанной статьи установлена обязательность согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения, соответственно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия. При этом Федеральный закон не содержит сроков рассмотрения указанными органами охраны объектов культурного наследия данной документации.
Проектом федерального закона предлагается установить:
сроком рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений федерального значения не более двадцати календарных дней со дня поступления соответствующей информации от органа местного самоуправления;
сроком рассмотрения региональным органом охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений регионального значения, не более семи рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от органа местного самоуправления;
сроком рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений, не более семи рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от органа местного самоуправления.
Комитет поддерживает предлагаемое проектом федерального закона указание сроков рассмотрения органами охраны объектов культурного наследия данной проектной документации непосредственно в Федеральном законе.
Вместе с тем, к проекту федерального закона имеются замечания.
1) Пунктом 4 статьи 60 Федерального закона в редакции проекта федерального закона предусматривается поступление в органы охраны объектов культурного наследия на согласование проектов генеральных планов, подготовленных применительно к историческим поселениям, от органов местного самоуправления.
Необходимо отметить, что вся полнота информации о выявленных объектах культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектах, зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия находится в региональном органе охраны объектов культурного наследия, в связи с чем предварительное рассмотрение региональными органами охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, необходимо.
В связи с изложенным следует в пункте 4 статьи 60 Федерального закона уточнить процедуру согласования федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения, предусмотрев направление таких проектов генеральных планов в федеральный орган охраны объектов культурного наследия органами местного самоуправления с приложением согласования указанной проектной документации региональными органами охраны объектов культурного наследия, осуществляемого такими органами в срок не более семи рабочих дней со дня получения ими проекта генерального плана.
Так как в этом случае в отношении указанных проектов генеральных планов региональными органами охраны объектов культурного наследия будет проведена проверка соответствия проектов генеральных планов предметам охраны исторических поселений, согласование такой документации федеральным органом охраны объектов культурного наследия может быть проведено в срок не более четырнадцати рабочих дней со дня поступления в Минкультуры России проектов генеральных планов от органа местного самоуправления.
Полагаем, что аналогичные процедуру и сроки следует предусмотреть также для согласования федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения (согласно проекту федерального закона, рассмотрение федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия проектов правил землепользования и застройки должно осуществляться в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от органа местного самоуправления).
2) Изменениями к статье 45 Градостроительного кодекса предложено уточнить сроки подготовки и согласования документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории).
Согласно части 10 данной статьи подготовка документации по планировке территории осуществляется, в том числе, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон охраны объектов культурного наследия и защитных зон объектов культурного наследия.
Наличие у населенного пункта статуса исторического поселения накладывает ограничения на хозяйственную деятельность в таком населенном пункте. Однако, часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса не предусматривает обязательности учета таких ограничений и границ исторического поселения при подготовке документации по планировке территории.
При этом, в соответствии с частью 11 статьи 43 Градостроительного кодекса в проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По мнению Комитета по культуре, при подготовке документации по планировке территории в обязательном порядке должны учитываться также границы исторического поселения.
В связи с изложенным, Комитет предлагает дополнить часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса положением о подготовке документации по планировке территории с учетом границ и предметов охраны исторических поселений, а пункт 4 статьи 42 Градостроительного кодекса положением, предусматривающим обязательность включения в материалы по обоснованию проекта планировки территории схемы границ исторических поселений.
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1026242-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 36 и 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части сокращения сроков прохождения процедур в сферах строительства" и рекомендует Государственной Думе принять указанный проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.