Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1099424-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обязательной индексации и выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на реализацию Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", предусматривающего в том числе осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год без ограничения круга лиц, в отношении которого осуществляется такая индексация.
В этой связи законопроект направлен на восстановление механизма индексации и выплаты страховых пенсий работающим пенсионерам, который был приостановлен с 2016 года.
Так, 29 декабря 2015 года был принят Федеральный закон N 385-Ф3 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", направленный на существенное снижение индексации страховых пенсий по итогам 2015 года в отношении пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность в размере 4 процентов вместо установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях" уровня индексации в размере индекса потребительских цен, размер которого по итогам 2015 года составил 12.9%. При этом указанный Федеральный закон полностью отменил индексацию страховых пенсий в отношении пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность. Таким образом, по итогам 2015 года недоиндесация страховых пенсий в отношении пенсионеров, не осуществляющих трудовую деятельность, составила 8.9%, недоиндесация страховых пенсий в отношении пенсионеров, осуществляющих трудовую деятельность - 12.9%.
В период с 2016 до настоящего момент указанные выплаты в отношении работающих пенсионеров так же не осуществлялись. Подобные меры в условиях глубокого социального расслоения, снижения реальных доходов населения, уменьшения потребительского спроса населения приводят к еще большему социальному напряжению.
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, но потребует дополнительных расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
По информации Пенсионного фонда России (ПФР) в 2021 году планируется провести индексацию пенсий по итогам накопленной инфляции за 2020 год. Уровень накопленной в 2020 году инфляции согласно информации Росстата составляет 4.91%.
Количество работающих пенсионеров согласно информации ПФР составляет 7.3 миллионов человек. Средняя пенсия при этом составляет 16.5 тысяч рублей.
Исходя из изложенного предельные дополнительные расходы ПФР в 2021 году составят:
810 рублей 15 копеек (сумма индексации 16.5 тысяч рублей в размере 4.91%) х 7.3 (млн. человек) х 12 (месяцев) = 70 969 140 000 рублей.
В настоящий момент отсутствие индексации и выплаты пенсий является несправедливым по отношению к работающим пенсионерам, поскольку ставит их в неравное положение с неработающими пенсионерами. Кроме того, пенсия по своей природе не является компенсацией утраченного заработка, а представляет собой отложенную в результате осуществления на протяжении жизни часть дохода гражданина, которой он вправе распоряжаться при наступлении предусмотренных законом условий. В заключении на проект федерального бюджета на 2020 - 2022 годы Счетная палаты указала на риск недостижения целей Указа Президента N 204 от 7 мая 2018 года по обеспечению реального роста пенсий вследствие того, что индексация и выплата страховых пенсий осуществляется только в отношении неработающих пенсионеров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обязательной индексации и выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, но потребует дополнительных расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
По информации Пенсионного фонда России (ПФР) в 2021 году планируется провести индексацию пенсий по итогам накопленной инфляции за 2020 год. Уровень накопленной в 2020 году инфляции согласно информации Росстата составляет 4.91%.
Количество работающих пенсионеров согласно информации ПФР составляет 7.3 миллионов человек. Средняя пенсия при этом составляет 16.5 тысяч рублей.
Исходя из изложенного предельные дополнительные расходы ПФР в 2021 году составят:
810 рублей 15 копеек (сумма индексации 16.5 тысяч рублей в размере 4.91%) х 7.3 (млн. человек) х 12 (месяцев) = 70 969 140 000 рублей.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обязательной индексации и выплаты страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.