Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям"
внесен Правительством Российской Федерации,
утверждено решением Комитета N 147/06 от 10 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 июля 2020 года (протокол N 275, пункт 22) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона N 984588-7 "О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям" направлен, как указано в пояснительной записке, на оказание территориальному общественному самоуправлению (далее - ТОС) поддержки, предусмотренной для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Одной из современных и актуальных задач, решаемых на современном этапе, - это задача создания условий для эффективного участия жителей в осуществлении местного самоуправления.
Правовой статус ТОС закреплен Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Он определяет ТОС как форму реализации права гражданина на местное самоуправление.
Согласно статье 27 Федерального закона N 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены межбюджетные трансферты в формах, определенных статьей 135 БК РФ.
В этой связи, предоставление средств из региональных бюджетов на поддержку ТОС с целью стимулирования проведения работ по решению отдельных вопросов местного значения может осуществляться в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и при наличии соответствующего решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования, орган местного самоуправления которого осуществляет полномочия по организации в границах муниципального образования решение вопросов местного значения, для предоставления финансовой поддержки ТОС.
Пунктом 7 статьи 78 БК РФ установлено, что в законе о региональном бюджете (решении о местном бюджете) могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местной администрации), которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2019 N 322.
По вопросу возможности поддержки ТОС не только путем предоставления финансовой помощи за счет средств регионального и местного бюджетов, но и передачи ТОС необходимого оборудования для решения вопросов местного значения следует учитывать, что закупленное муниципальным образованием оборудование, в том числе за счет средств, предоставленных из регионального бюджета, будет относиться к муниципальному имуществу, предназначенному для решения установленных Федеральным законом N 131-ФЗ вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
На основании части 2 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 3 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ). Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.
Таким образом, финансовая поддержка ТОС за счет средств регионального и местного бюджетов представляется возможной при наличии законодательных и (или) принимаемых в соответствии с ними нормативноправовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поддержку ТОС, и муниципальных правовых актов органа местного самоуправления, на территории которого находится ТОС, устанавливающих порядок предоставления финансовых средств ТОС.
В соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.09.2017 N Пр-1773 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 года (пункты 1 и 2 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 14.09.2017N ДК-П16-6092), Правительству Российской Федерации было поручено представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление особенностей регулирования деятельности ТОС как некоммерческой организации, а также предоставление ТОС мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Как отмечено в пояснительной записке, рассматриваемый законопроект подготовлен в соответствии с указанным перечнем поручений Президента Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, позволяющих признавать некоммерческие организации социально ориентированными, деятельностью по осуществлению ТОС. Соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтеров).
Данная норма Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживается. Однако следует отметить, что в рамках действующего законодательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления такую помощь ТОСам оказывать могут (только, конечно, не как социально ориентированным организациям) и, как показывает правоприменительная практика, достаточно активно ее оказывают. Вместе с тем представляется весьма важным внести норму об оказании субъектами Российской Федерации финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки ТОСам в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Наделение ТОСа статусом социально ориентированной некоммерческой организации важно тем, что это предполагает получение определенных льгот, а в некоторых случаях и прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов.
Так, согласно пункту 3 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем законопроект дополняет статью 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пунктом 3.1 следующего содержания: "3.1. Не допускается оказание социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в организационно-правовой форме территориального общественного самоуправления, поддержки в формах, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 3 настоящей статьи".
Таким образом, три формы поддержки из четырех, предусмотренные для социально ориентированных некоммерческих организаций, ТОСам будут недоступны. Это не позволит ТОСам в полной мере получить необходимую им поддержку. Причины такого изъятия неясны, особенно в части, касающейся осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Более того, изъятие законопроектом поддержки, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ, не согласуется с нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В статье 30 Федерального закона N 44-ФЗ регламентировано участие социально ориентированных некоммерческих организаций (как и субъектов малого предпринимательства) в закупках, точнее, предусмотрено предоставление преимуществ указанным категориям поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем в части 2 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ указано, что ее действия распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (исключение предусмотрено только для социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ. Других исключений, в том числе и для ТОСов, не предусмотрено. Однако соответствующие изменения в данную норму законопроект не вносит.
В целом Комитет считает, что предложенные законопроектом изменения задачу, поставленную в перечне поручений Президента Российской Федерации в отношении ТОСов, до конца не решают. Предоставление ТОСам мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, в таком усеченном варианте не изменит существенным образом их положение. Соответственно нормы законопроекта нуждаются в корректировке.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.