Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1065315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1065315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает:
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ), Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), а также Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В целях гармонизации отдельных положений законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации законопроект приводит положения национального законодательства об аккредитации в соответствии с положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", введенного в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 9 октября 2018 г. N 730-ст (далее - ГОСТ 17011-2018) и идентичного международному стандарту ISO/IEC 17011:2017 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", устанавливающего требования к компетентности, последовательности действий и беспристрастности органов по аккредитации, проводящих оценку и аккредитацию органов по оценке соответствия.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено введение таких способов (техник) оценки как "удаленная оценка" и "свидетельская оценка", понятия которых сформулированы с учетом требований ГОСТ 17011-2018.
Законопроектом также предлагается передать Правительству Российской Федерации полномочия по установлению:
порядка осуществления аккредитации,
порядка рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации,
порядка внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, а также порядка проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованных лиц.
В этой связи законопроект содержит новую редакцию статьи 17 и 24 Федерального закона N 412-ФЗ, а также предлагается признать утратившей силу статью 16 указанного Федерального закона.
Проектируемыми изменениями также упрощается процедура сокращения области аккредитации - аккредитованное лицо сможет самостоятельно производить сокращение области аккредитации путем внесения изменений в реестр аккредитованных лиц. Ежегодно Росаккредитацией предоставляется более 3000 государственных услуг по сокращению области аккредитации, что подразумевает под собой внесение соответствующих сведений в реестр аккредитованных лиц.
По мнению Комитета, предлагаемые изменения будут способствовать сокращению административных издержек аккредитованных лиц.
Поскольку в настоящее время по некоторым видам продукции отсутствуют документы, содержащие обязательные требования, а также перечни методик, необходимых для ее оценки, что ставит заявителей и аккредитованных лиц в ситуацию неопределенности, предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 184-ФЗ в части корректировки полномочий Правительства Российской Федерации по установлению обязательных требований к продукции в Российской Федерации. Указанными изменениями планируется определить документы, устанавливающие требования к такой продукции, коды ТН ВЭД и документы, содержащие правила исследований для оценки соответствия такой продукции.
Одновременно, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, которыми положения закона приводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Таким образом, предложенные в законопроекте изменения направлены на оптимизацию и совершенствование процедур при осуществлении аккредитации в национальной системе аккредитации и оценки соответствия.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения будут также способствовать систематизации обязательных требований и исключению установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне, а также созданию электронного архива результатов работ участников национальной системы аккредитации.
Комитет отмечает необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона N 1065315-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации и оценки соответствия".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.