Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
на проект федерального закона N 1062335-7 "О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
(о заключении долгосрочных договоров на оказание услуг с использованием судов атомного ледокольного флота)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 1062335-7 "О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (о заключении долгосрочных договоров на оказание услуг с использованием судов атомного ледокольного флота), внесённый Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на актуализацию правового регулирования отношений по ледокольной проводке, перевозке грузов, пассажиров или иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания и оказываемых судами атомного ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее - СМП), а также создание условий для привлечения долгосрочного заемного финансирования для строительства серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Для достижения этой цели законопроектом предлагается дополнить статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) новым пунктом 6, согласно которому допускается заключение долгосрочных договоров возмездного оказания услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами атомного ледокольного флота в акватории СМП, при их осуществлении исполнителем на систематической основе.
При рассмотрении указанного положения следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 1 КТМ РФ имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются КТМ РФ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым КТМ РФ, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
Статьей 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, в соответствии с которым организации, занятые в сфере торгового мореплавания, не ограничены в заключении договоров различного типа, кроме случаев, когда такое ограничение следует из действующего законодательства. Применительно к долгосрочным договорам на морском транспорте такие ограничения отсутствуют. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В случае, если законопроектом предполагается установить какие-либо ограничения, то такие ограничения, как и условия договоров, устанавливающих такие ограничения, должны быть ясно и точно определены в законопроекте.
Используемые в законопроекте термины "долгосрочные договоры" и "на систематической основе" следует определить в целях их однозначного понимания и единообразного правоприменения.
К законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера, которые возможно учесть при доработке законопроекта ко второму чтению.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству полагает возможным рекомендовать проект федерального закона N 1062335-7 "О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (о заключении долгосрочных договоров на оказание услуг с использованием судов атомного ледокольного флота) к принятию в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.