Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1034859-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей"
(об установлении бессрочного характера действия мер, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"),
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым, А.А. Ремезковым, Д.А. Иониным, О.В. Шеиным
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1034859-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей" (об установлении бессрочного характера действия мер, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым, А.А. Ремезковым, Д.А. Иониным, О.В. Шеиным, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) изменения, предусматривающие установление бессрочного характера действия мер, предусмотренных названным Федеральным законом.
2. Кроме того, авторы законопроекта предлагают признать утратившими силу положения федерального законодательства, которыми была приостановлена до 1 января 2020 года индексация средств материнского (семейного) капитала. При этом на Правительство Российской Федерации предложено возложить обязанность по пересмотру размера материнского (семейного) капитала за период 2017 - 2019 годов.
3. Институт материнского (семейного) капитала был введен по предложению Президента Российской Федерации, озвученному им в рамках послания Федеральному Собранию в 2006 году.
Изначально программа материнского (семейного) капитала была рассчитана на 10 лет, однако действие Федерального закона по предложению Президента Российской Федерации было продлено сначала до 31 декабря 2018 года, а затем до конца 2021 года. Впоследствии, в 2020 году Президентом Российской Федерации предложено продление программы до 31 декабря 2026 года. Соответствующий Федеральный закон был принят Государственной Думой весной 2020 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что программа материнского (семейного) капитала, являясь уникальной мерой государственной поддержки семей с детьми, всегда имела срочный характер.
Комитет, безусловно, поддерживает предложения, направленные на улучшение положения семей с детьми, вместе с тем, при рассмотрении таких предложений следует применять взвешенный подход, учитывая все возможные последствия их принятия, в том числе, финансовые.
Полагаем, что еще в 2006 году, принимая Федеральный закон, законодатель принимал решение об ограничении срока действия программы, учитывая, в том числе, реальную экономическую ситуацию и финансовые возможности (структуру и ресурсы) государства, в полном соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. Аналогичный взвешенный подход применялся всякий раз при принятии последующих решений о поэтапном продлении действия данной меры поддержки.
Помимо изложенного следует отметить, что авторами законопроекта не принимается во внимание актуальная редакция Федерального закона, согласно которой он применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2026 года (а не 2021 года, как ошибочно указано в законопроекте).
4. Что касается предложения о пересмотре размера материнского (семейного) капитала за период 2017 - 2019 годов, считаем возможным сообщить следующее.
Индексация размера материнского (семейного) капитала была приостановлена в 2015 - 2019 годах. Таким образом, предложение авторов законопроекта, даже будучи реализовано, не учитывает в полной мере законодательные реалии.
Кроме того, следует иметь в виду, что средства материнского (семейного) капитала - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Таким образом, реализация законопроекта приведет к увеличению расходов федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона.
При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит положений, устанавливающих источники и порядок финансирования расходных обязательств, связанных с его реализацией.
5. В срок, установленный Советом Государственной Думы, по законопроекту поступило:
14 отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 5 положительных;
37 отзывов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 12 положительных.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации сообщает, что основания, доставочные для отклонения законопроекта, содержатся в заключении Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в том числе по финансовым основаниям.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект.
Счетная палата Российской Федерации высказывает замечания по проекту и сообщает, что не поддерживает его.
6. Вышеизложенное свидетельствует о недостаточной проработанности законопроекта.
На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1034859-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части предоставления дополнительных гарантий для семей, имеющих детей" (об установлении бессрочного характера действия мер, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, М.В. Емельяновым, В.К. Гартунгом, О.А. Ниловым, А.А. Ремезковым, Д.А. Иониным, О.В. Шеиным, и рекомендует Государственной Думе отклонить названный законопроект.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.