Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1002482-7 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства 1 группы и инвалидами 1 группы",
внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым, Н.В. Березиным, сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1002482-7 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства 1 группы и инвалидами 1 группы", внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым, Н.В. Березиным, сенатором Российской Федерации С.Д. Леоновым.
Проектом предлагается предоставить право на получение ежемесячной выплаты в размере 10 000 рублей неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за инвалидами I группы, независимо от их возраста.
Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация указанной выплаты.
Также предусмотрено, что выплата за уход устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу, являющемуся родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) инвалида I группы, в отношении каждого инвалида I группы на период осуществления ухода за ним.
В настоящее время, эта выплата установлена Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и составляет 1200 рублей.
Действительно, семьи с инвалидами I группы сталкиваются с необходимостью обеспечения такого же сложного ухода, как и за инвалидом с детства I группы (приобретения специальных приспособлений, аппаратов, продуктов питания), и в этом смысле любые инициативы, направленные на повышение благосостояния таких семей, являются заслуживающими внимания.
1. Вместе с тем, такое изменение законодательства, включая ежегодную индексацию, потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Однако, авторами не указываются источники финансового обеспечения новых расходных обязательств, что противоречит положениям пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Следует учесть, что в соответствии с положениями статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Иными словами, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно собственным нормативным актом ввести любую меру социальной поддержки граждан, осуществляющих уход за инвалидом I группы, за счет средств регионального бюджета.
С этой точки зрения, внесение рассматриваемых изменений в федеральное законодательство не требуется.
Таким образом, полагаем, что, несмотря на то, что идея проекта в целом заслуживает внимания, в представленном виде законопроект не может быть поддержан.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.