Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах",
утверждено Решением Комитета Государственной Думы по энергетике N 3.25-5/165 от 9 декабря 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Законопроектом предлагается допустить возможность заключения двух видов соглашений по поводу деятельности по разведке и добыче или по геологическому изучению, разработке технологий геологического изучения, разведке и добыче полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения углеводородного сырья, включая нефть, газовый конденсат, газ горючий природный (далее - деятельность по разработке).
Соглашение о сервисных рисках при осуществлении деятельности о разработке в соответствии с законопроектом заключается между лицом (или лицами), которое является пользователем недр, и другой стороной (или сторонами), которая не является пользователем недр, но обладает материальными и профессиональными ресурсами для того, чтобы совместно осуществлять деятельность по разработке на определенном участке недр, части участка недр или нескольких участках недр.
Законопроектом предусматривается, что деятельность по разработке будет вестись сторонами соглашения о сервисных рисках в соответствии с условиями пользования недрами, и в случае добычи углеводородного сырья и попутных полезных ископаемых стороны распределяют между собой на условиях, предусмотренных соглашением, такое сырье и ископаемые или доходы от их реализации.
Следует отметить, что в соответствии с законопроектом устанавливается солидарная ответственность сторон соглашения о сервисных рисках как по договорным, так и по внедоговорным общим обязательствам в отношении третьих лиц, в том числе по обязательствам, которые не были исполнены к моменту прекращения соглашения. Таким образом, за вред, причиненный в результате деятельности по разработке недр, все участники соглашения о сервисных рисках будут отвечать солидарно, что представляется важным с точки зрения обеспечения выполнения требований о безопасном ведении деятельности по разработке. При этом законопроект не изменяет императивных установлений в части оснований и видов ответственности за нарушение законодательства о недрах.
Введение в российское законодательство конструкции соглашения о сервисных рисках позволит создать гибкий правовой инструмент для регулирования отношений инвестирования в нефтегазовую отрасль. Стороны соглашения по своему усмотрению будут определять не только порядок распределения между ними добытых полезных ископаемых или доходов от их реализации, но и порядок принятия решений о ходе осуществления совместной деятельности. Для этих целей законопроект предусматривает возможность создания управляющего комитета, состоящего из представителей участников соглашения о сервисных рисках.
В Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" законопроектом вносятся соответствующие уточнения, обеспечивающие возможность осуществлять пользование недрами с привлечением других лиц по соглашению о сервисных рисках.
Второй вид соглашений, который содержится в главе 3 законопроекта, обозначен как соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья (соглашение об управлении). Такое соглашение может сопровождать соглашение о сервисных рисках. Сторонами об управлении являются лица, которые обязуются осуществлять финансирование участия в соглашении о сервисных рисках, и то лицо, которое непосредственно является управляющим товарищем по соглашению о сервисных рисках. Задача сторон соглашения об управлении состоит в том, чтобы обеспечивать денежными средствами управляющего товарища по соглашению о сервисных рисках, тем самым опосредованно инвестировать в деятельность по разработке.
Поскольку стороны соглашения об управлении не ведут деятельность непосредственно на участке недр, а лишь инвестируют в нее, законопроект предоставляет им возможность регулировать их отношения максимально свободно, в том числе допускает создание сторонами соглашения комитета кредиторов, а также возможность финансирования одним участником соглашения об управлении вклада другого участника этого соглашения.
Необходимо отметить, что законопроект не предполагает изменений положений о налогообложении деятельности в сфере недропользования, порядка предоставления права пользования недрами и системы платежей за пользование недрами. Корректировки, которые предлагается внести в статью 27 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", уточняют правило о том, кто признается обладателем геологической информации о недрах. В рамках законопроекта это лицо, которое самостоятельно за счет собственных и (или) привлеченных средств получило геологическую информацию о недрах либо приобрело на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к геологической информации о недрах.
В соответствии с пояснительной запиской, принятие проекта федерального закона позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора, унифицировать договорную практику в этой сфере и предотвратить риски оспаривания заключаемых инвесторами сделок, а также вовлечь в зону российской юрисдикции соглашения с теми инвесторами, которые в настоящее время ориентированы на применение иностранного права в отношениях с недропользователями. В условиях действия западных санкций принятие проекта приобретает особую значимость.
К числу экономических эффектов принятия законопроекта относится прежде всего ускорение разработки запасов углеводородов, в том числе за счет внедрения новых технологий, финансируемых инвесторами.
Принятие законопроекта предполагает создание дополнительных условий для реализации высокозатратных и технически сложных проектов, вовлечение в разработку месторождений трудноизвлекаемых и низкорентабельных запасов нефти. Дополнительное привлечение инвестиций в отрасль ускорит достижение целей развития российской нефтегазовой отрасли: рационального недропользования, воспроизводства ее минерально-сырьевой базы и поддержания устойчивой добычи нефти в России, а также в конечном итоге будет способствовать повышению доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.