Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на создание правовых условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль экономики Российской Федерации и реализации инвестиционных проектов на основе совместного осуществления юридическими лицами деятельности по разведке и добыче или по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения углеводородного сырья.
Законопроектом предлагается ввести две новые конструкции - соглашение о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья и соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья (далее, соответственно, соглашение о сервисных рисках и соглашение об управлении финансированием).
Основными положениями соглашений о сервисных рисках, установленных законопроектом, являются:
1) данные соглашения заключаются между Недропользователем, имеющим лицензию на разработку советующего месторождения углеводородного сырья, и Оператором. Это обязательные и единственные стороны соглашения о сервисных рисках (при этом, на стороне как Недропользователя, так и Оператора может выступать несколько лиц);
2) Недропользователь и Оператор в рамках соглашения о сервисных рисках объединяют свои усилия для совместного осуществления деятельности по геологическому изучению недр, разведке и добыче углеводородного сырья. Стороны могут заключить соглашения о сервисных рисках либо на все этапы пользования недрами (геолого-разведочные работы, разведка, добыча), либо на какой отдельный этап (например, только геолого-разведочные работы);
3) вкладами сторон в совместную деятельность могут быть деньги, имущество, работы и иные действия по выполнению работ и оказанию услуг, направленные на достижение общих целей (право пользования участком недр не может быть внесено в качестве вклада в соглашение о сервисных рисках);
4) Оператор привлекает финансирование и осуществляет выполнение всего комплекса работ, необходимых для разработки месторождения углеводородного сырья, для чего заключает все необходимые договоры с третьими лицами, ведет учет доходов и расходов сторон, осуществляет подготовку планов совместной деятельности и операционное управление проектом;
5) Недропользователь организует доступ на участок недр с целью проведения на нем работ в соответствии с согласованным технологическим проектом разработки месторождения и иной проектной документацией, связанной с пользованием недрами, предоставляет необходимую Оператору для ведения работ геологическую информацию, контролирует деятельность Оператора;
6) для управления проектом в рамках заключенного соглашения о сервисных рисках может создаваться Управляющий комитет, в который входят представители Недропользователя и Оператора;
7) все созданное в ходе реализации проекта недвижимое имущество, расположенное на участке недр (скважины, объекты обустройства месторождения и т.д.), по общему правилу принадлежит Недропользователю. Движимое имущество может принадлежать Оператору, при этом в соглашении может быть предусмотрено, что Оператор не вправе им распоряжаться без согласия Недропользователя;
8) Оператор может получить компенсацию понесенных им расходов и часть доходов от реализации углеводородного сырья, но при этом, свои денежные средства Оператор получает только в случае добычи углеводородного сырья и только за счет добытого в ходе реализации проекта углеводородного сырья. Поэтому, если в ходе выполнения работ количество или качество добытых запасов оказались менее ожидаемых либо изменились макроэкономические показатели проекта, Оператор может не получить ничего, в том числе не получит компенсацию затраченных средств, либо получит в неполном объеме.
9) пользование недрами при соглашении о сервисных рисках осуществляется в строгом соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", для государства единственным ответственным лицом является Недропользователь, который получает лицензию в установленном порядке. При этом в соглашении о сервисных рисках устанавливается ответственность Оператора по возмещению затрат Недропользователя, связанных с исполнением его обязательств перед государством.
Таким образом, в случае нарушения законодательства о недропользовании и охране окружающей среды уполномоченные органы государственной власти привлекают к ответственности Недропользователя, который по условиям соглашения о сервисных рисках требует от Оператора компенсации понесенных расходов либо совершения необходимых действия для устранения правонарушения.
Основными положениями соглашения об управлении финансированием, предлагаемые законопроектом, является:
1) данное соглашение выступает для Оператора, заключившего соглашение о сервисных рисках, инструментом по привлечению инвестиций в проект по разработке месторождения углеводородного сырья;
2) соглашение об управлении финансированием заключается между Оператором соглашения о сервисных рисках и неограниченным кругом лиц-инвесторов, которые готовы вложить свои финансы в проект по разработке месторождения углеводородного сырья в надежде на получение прибыли на вложенный капитал.
3) Недропользователь не является стороной соглашения об управлении финансированием и не связан обязательствами с инвесторами;
4) заключение соглашения об управлении финансированием не является обязательным, так как у Оператора могут быть собственные источники финансирования проекта. Но поскольку данное соглашение позволяет привлечь финансирование большого количества инвесторов, в том числе мелких, его наличие дает больше возможности для реализации проектов по разработке месторождений углеводородного сырья;
5) стороны получают свою долю в доходах проекта пропорциональную вложенным в проект вкладам.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает следующее.
В настоящее время снижение мировых цен на нефть и газ привело к падению объёма инвестиций, вкладываемых российскими и иностранными компаниями в нефтегазовую отрасль, значение которой возросло в условиях, когда российским компаниям все чаще приходится обращаться к поиску новых запасов сырья.
Нефтяная и газовая отрасль остро ощутила на себе влияние технологий и инноваций, повышающих, с одной стороны, эффективность разработки месторождений, а с другой стороны, влияющих на текущий рост себестоимости добычи. Кроме того, падение цен на углеводородное сырье, спровоцированное снижением спроса существенным образом повлияло на рентабельность его добычи и компании были вынуждены отказываться от разработки участков недр с низкой экономической эффективностью и высокой геологической неопределенностью (по оценкам экспертов, не более 30% проектов на этапе геолого-разведочных работ в мире заканчиваются коммерчески успешно).
Вследствие этого возросла необходимость привлечения притока внутренних и внешних инвестиций в нефтегазовую отрасль и создания благоприятных условий для снижения себестоимости извлечения углеводородного сырья, в том числе посредством диверсификации инвестиций в разведку и разработку путем привлечения технологичных и компетентных партнеров.
По предварительным оценкам экспертов, положения законопроекта в ближайшие 15 лет могут быть востребованы в нескольких десятках проектов для различных типов сложных запасов (континентальный шельф Российской Федерации, трудноизвлекаемые полезные ископаемые, освоение ресурсов Арктики) с инвестициями свыше 1 трлн рублей.
В целом принятие законопроекта создаст дополнительные условия для реализации высокозатратных и технически сложных проектов, вовлечения в разработку месторождений трудноизвлекаемых и низкорентабельных запасов нефти и газа. Дополнительное привлечение инвестиций ускорит достижение целей развития российской нефтегазовой отрасли, рационального недропользования, воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, а также будет способствовать увеличению доходов бюджетной системы Российской Федерации и достижению целей, заложенных в основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1048788-7 "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.