Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1069677-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",
внесенный сенаторами Российской Федерации С.Н. Рябухиным, А.Н. Епишиным и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1069677-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в части установления запрета на производство и (или) оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре, за исключением алкогольной продукции, ввозимой (импортируемой) в Российскую Федерацию под таможенной процедурой беспошлинной торговли или производимой в целях вывоза (экспорта) из Российской Федерации, а также потребительской тары объемом не более 50 миллилитров.
Одновременно законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" новой частью, согласно которой стеклянная потребительская тара, производимая на территории Российской Федерации, должна содержать обозначение (клеймо), позволяющее идентифицировать ее изготовителя (производителя). Информация о таком обозначении (клейме) вносится в федеральный реестр обозначений, позволяющих идентифицировать изготовителя стеклянной потребительской тары, до начала производства такой тары.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, реализация указанных положений упростит идентификацию и привлечение к ответственности всех лиц прямо или косвенно участвующих в нелегальном производстве алкогольной продукции.
Комитет концептуально поддерживает законопроект, вместе с тем вопрос об обязательной маркировке всей стеклянной потребительской тары, вне зависимости от объема указной тары и его предназначения (кисло-молочные продукты, молоко, соки, йогурты, газированная вода, банки для консервирования и т.д.), специальным обозначением (клеймом), требует обоснования и проработки, так как содержит риски увеличения цены продукции для конечного потребителя.
Также отмечаем, что из пояснительной записки к законопроекту следует, что применение государственных стандартов, содержащих положения о маркировке стеклянных бутылок для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции знаком или обозначением, позволяющим идентифицировать изготовителя бутылки, носит добровольных характер, если иное не предусмотрено отраслевым законом. В связи с этим законопроектом предлагается запретить поставки алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации и государственных стандартов. Комитет обращает внимание, что Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответствующие изменения в статью 26 Федерального закона N 171-ФЗ уже внесены.
Комитет отмечает, что действующая редакция пункта 6.1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ содержит запрет производства и (или) оборот алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков. При этом в указанном пункте содержатся условия, при которых допускается вывоз из Российской Федерации (экспорт) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре. Полагаем возможным предусмотреть аналогичные требования в отношении вывоза (экспорта) из Российской Федерации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре.
В целях контроля за соблюдением запрета розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в полимерной потребительской таре более 50 миллилитров также потребуется внесение соответствующих изменения в ряд положений Федерального закона N 171-ФЗ (подпункт 6 пункта 1 статьи 10.2, подпункт 15 пункта 2 статьи 16, абзацы тридцать седьмой, сорок пятый пункта 1 статьи 26).
По мнению Комитета требует проработки вопрос о приведении в соответствие положений законопроекта с требованиями к потребительской таре, содержащихся в технических регламентах Таможенного союза ("О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011), "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), "О безопасности алкогольной продукции" (ТР ЕАЭС 047/2018).
С учетом изложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе принять проект федерального закона N 1069677-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.