Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1115255-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование законодательства о занятости населения в Российской Федерации в части возмещения сумм незаконно полученного пособия по безработице с соблюдением принципов справедливости и соразмерности.
Пособие по безработице, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета, - это предусмотренная государством материальная поддержка граждан, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Получать пособие по безработице и любой другой дополнительный доход нельзя. Безработный гражданин обязан сообщать в центр занятости населения о том, что нашлась работа и есть доход.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2393 минимальная величина пособия по безработице на 2021 год установлена в размере 1 500 рублей, а максимальная - 12 130 рублей в первые три месяца периода безработицы и 5 000 рублей в следующие три месяца периода безработицы, для граждан предпенсионного возраста соответственно 1500 рублей и 12 130 рублей в течение шести месяцев периода безработицы.
Крайне низкие размеры пособия по безработице, не обеспечивающие нормальную жизнь человека, вынуждают некоторых безработных граждан выполнять временные работы и получать дополнительный доход. Умолчание о фактах временной работы означает получение пособия по безработице обманным путем.
Государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
При выявлении случаев незаконного получения пособия по безработице путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а также умолчания о фактах временной работы выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, а незаконно полученные суммы пособия по безработице возмещаются гражданином в добровольном либо в судебном порядке.
Однако, даже при возмещении гражданами незаконно полученных сумм в добровольном порядке, государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) обязаны, как это предписано пунктом 5.2 приказа Федеральной службы по труду и занятости от 8 августа 2005 года N 302 "Об организации работы по предотвращению попыток получения либо получения пособия по безработице обманным путем", передавать по всем случаям получения безработными гражданами пособия по безработице обманным путем соответствующие материалы в правоохранительные органы, которые, как правило, возбуждают уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Мошенничество при получении выплат).
Имеются вопиющие случаи возбуждения уголовных дел в отношении матерей, имеющих несовершеннолетних приемных детей, поскольку при регистрации в качестве безработного они непреднамеренно не сообщили об этом. Возбуждают уголовные дела и в отношении граждан, вставших на учет в центрах занятости, но не снявшихся с учета в качестве самозанятых.
Безусловно, что граждане, незаконно получающие пособия по безработице, должны нести за это ответственность. Однако, уголовная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (штраф в размере до 120 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 4 месяцев), несоразмерна ущербу, который гражданин, незаконно получающий пособие по безработице, может нанести государству. Кроме того, клеймо осужденного за мошенничество остается с человеком на всю жизнь, не позволит ему в дальнейшем устроиться на хорошую работу. Полагаем, что возбуждение в отношении гражданина уголовного дела по факту незаконного получения им пособия по безработице является негуманным и несправедливым шагом со стороны государства, которое обязано оказывать социальную поддержку безработным гражданам.
Законопроектом вносится изменение в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому при выявлении государственными учреждениями службы занятости населения, в том числе в результате межведомственного взаимодействия, факта получения безработным гражданином пособия по безработице обманным путем либо факта отсутствия у безработного гражданина права на данное пособие сумма незаконно полученного пособия по безработице возмещается в добровольном либо в судебном порядке.
Принятие законопроекта позволит обеспечить возмещение сумм незаконно полученного пособия по безработице с соблюдением принципов справедливости и соразмерности, защитить граждан от возбуждения в отношении них уголовных дел.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.