Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам (Комитет-соисполнитель) рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" (о совершенствовании административной ответственности за правонарушения, совершенные в сфере ветеринарии), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 6 августа 2016 г. N Пр-1544 (абзац четвертый подпункта "е" пункта 1), от 23 августа 2016 г. N Пр-1659 (подпункт "а" пункта 1) и 15 августа 2017 г. N Пр-1603 (абзац четвертый подпункта "а" пункта 1), Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N ДМ-П11-4991 (пункт 8), от 27 августа 2016 г. N ДМ-П11-5132 (пункт 1) и от 21 августа 2017 г. N АД-П11-5456 (пункт 1).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 10.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения штрафных санкций за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 10.6 Кодекса новыми составами, предусматривающими административную ответственность за: повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса; повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 Кодекса; нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее за собой возникновение очагов заразных болезней животных и (или) их распространение.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих изменений в статью 3.5 Кодекса.
В настоящее время установленный статьями 10.6 и 10.7 Кодекса размер штрафов не является для нарушителей ветеринарного законодательства пресекательной мерой.
Как следует из пояснительной записки, количество нарушений по указанным статьям в период с 2016 по 2018 год постоянно растет, при этом сумма штрафов за совершение административного правонарушения в 2018 году снизилась. В связи с этим, можно сделать вывод, что административное наказание становится незначительным и не способствует профилактике и предупреждению правонарушений, практически сводит на нет меры ветеринарного надзора и не стимулирует граждан, организации и индивидуальных предпринимателей к соблюдению ветеринарного законодательства.
Ввиду того, что статьей 10.6 Кодекса не установлена ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей, отсутствует и практика дифференциации штрафа за повторное совершение таких правонарушений.
Следует отметить, что повторное совершение административного правонарушения рассматривается как более серьезное правонарушение, в связи с чем должна быть предусмотрена повышенная ответственность по сравнению с той, которая предусмотрена частями 1 и 2 статьи 10.6 Кодекса.
Проектируемой частью 3 статьи 10.6 Кодекса устанавливается ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее возникновение очагов заразных болезней животных, которую будут также нести должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области ветеринарии и охотничьего хозяйства за неисполнение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее возникновение очагов заразных болезней животных, в том числе африканской чумы свиней, и (или) их распространение.
Ущерб, причиняемый в результате совершения административных правонарушений, предусмотренных статьей 10.7 Кодекса, и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации при изъятии животных и (или) продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных значительны, даже одно такое правонарушение может причинить ущерб на сотни миллионов рублей.
Прямой ущерб товаропроизводителей от таких болезней животных как африканская чума свиней, ящур, лейкоз крупного рогатого скота, грипп птиц, туберкулез крупного рогатого скота, бруцеллез, бешенство, оспа овец и коз на территории Российской Федерации в 2018 году составил 2,5 млрд. руб.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению рисков возникновения заразных болезней животных, стабилизации эпизоотической обстановки по заразным болезням животных, снижению ущерба при возникновении очагов заразных болезней животных.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.